"Слово пацана", как джина из бутылки, с платных платформ вскоре выпустят на телевидение, а значит, баталии вокруг сериала разгорятся с новой силой — потому что теперь он станет доступен самым широким массам зрителей. Какое послевкусие осталось в обществе после премьеры и почему он уже привлек столь внушительную аудиторию? Подробнее — в рецензии Накануне.RU.
Сюжет основан на книге-нонфикшне про казанские группировки 1980-х. Потому, видимо, и мрачная реальность здесь не вызывает отторжения, а пластиковые окна — не заслуживают внимания. Это бутафория, на фоне которой ломаются копья и закаляются характеры.
Дело даже не в теме группировок. Сюжетов про преступников в современном кино много, криминальных сериалов — еще больше, а "Слово пацана" — все же первый подобный феномен и по популярности, и по степени интенсивности обсуждения в обществе. Как в меме: "Все, что я знаю про "Слово пацана", я знаю против своей воли". Сработало сарафанное радио соцсетей, настоятельные советы друзей, а вовсе не то, что всем стало так интересно, как же дети объединялись в банды и дрались до крови в эстетике позднесоветских дворов.
Создатели сделали что-то такое, чего не делалось раньше — а именно сняли качественно, расчетливо и талантливо. Но вот что заложили в сюжет?
"Кровь на асфальте" — своего рода героический эпос, где конфликты не реальные, а надуманные, — какие-то территории, которые никому не принадлежат, а до брутальных дележек бизнеса и крышевания еще ой, как далеко. Идет война всех против всех "из любви к искусству" — или преданности слову и уличным правилам, а не по необходимости, эдакая "Игра престолов", только вместо огромных армий в бой идут пацаны.
С архетипом "престолов" пацанов роднит и новаторский подход к повествованию, здесь нет, как по шаблону, одного героя, который проходит свою арку, от начала истории, где он никто, до финала, где побеждает всех. Акценты постоянно смещаются, и кто реальный герой истории, непонятно, но следить за всеми интересно. По мнению многих, в этом-то и проблема современного тренда: героев нет вообще, и это порождает в обществе апатию. На самом деле, никому в сериале не хочется подражать — все кончили плохо, ни за кого не болит сердце — все в чем-то виноваты. Что вполне укладывается в парадигму современного западного кино, где главное в персонаже — неоднозначность, якобы так он выглядит более живым, но что это дает зрителю, кроме ощущения потерянности?
Волна критики от власти в стиле "насмотрелись пацанов и создали свои ОПГ" показывает лишь узость мысли — так же говорят про компьютерные игры, которые якобы всех испортили и сделали подростков агрессивными. Вот вам конец 80-х, компьютерных игр нет, а подростковая агрессия — еще какая. Кто научил? Всегда заложена детонация в юных организмах, просто канализируют ее по-разному. В Гражданскую войну, как помним, предводители отрядов, командиры армий по возрасту были чуть младше Адидаса, чуть старше Пальто. И то, что происходит на экране, тоже напоминает маленькую гражданскую войну, идет объединение в лагеря, шайки, банды и отряды, но если в первом случае в основе была борьба за идею и лучший мир, то за что борются пацаны в сериале, совсем не понятно. Только ближе к середине, как будто спохватившись, авторы вводят мотивацию — видеосалоны, обогащение, рэкет, кровная месть за даму сердца. Но безыдейность поражает. Что же они, "бунтари без причины"?
Или мальчики чувствуют скорую гибель системы, не верят в ориентиры, не чувствуют будущего и потому теряют его, погибая в уличных столкновениях и перестрелках? На них повлияли западные фильмы или ослабление СССР, диссидентские настроения родителей, сомнения учителей? А рыба, как помним, гниет с головы — и во времена Андропова (который начал управлять страной еще при Брежневе) идеалы низвергались и вместо них появилась пустая оболочка, вызывавшая лишь раздражение и желание драться — но с кем и против чего? Ведь и банды без смысла — тоже лишь эрзац такой оболочки.
Сериал покажут по НТВ и на улицах появятся новые банды пацанов? Сомнительно. Плач Ярославны впустую, особо одаренные, конечно, что-то уже повторили, но это скорее исключение, которое только подтверждает правило, а злодейства они все равно бы совершили и без ваших сериалов.
Во-первых, зумеры не смотрят НТВ и сериалы про СССР, во-вторых, современным детям, чтобы создать уличную банду, нужно для начала выйти на улицу, а это уже проблематично. На улице по сетке сложно играть, вдруг телефон сломают, а родители новый не купят. Да и самокат сам себя не покатает. Современным мальчикам драться неудобно с фраппе в руках, свитшот порвут, а доставку нового ждать две недели. В регионах, конечно, ребятки пожестче, но там для них своя "государственная программа" с оплатой по самому высокому тарифу, где можно применить свои боевые таланты, на них там особенно надеются и ждут в военкоматах. Так что вряд ли нас захлестнет волна насилия, но СМИ будут с особым интересом приглядываться к каждому инциденту, надеясь произнести "что и требовалось доказать".
Конечно, не стоит забывать, что сериал снят по истории "феномена" — так было не во всей стране, поэтому "Слово пацана" вполне справедливо можно обвинить в искажении, ведь нам рисуют с помощью его картинок достоверно — как будто так было реально везде. И к слову об идеологии, ведь сняли сериал не про 90-ые, когда процесс достиг апогея, не про перестройку, а именно про СССР. А ведь тогда так было далеко не в каждом городе, но, как говорят мальчишки-свидетели эпохи, — в каждом втором в той или иной степени все же было подобное. И эти зрители смотрели сериал как вполне себе документальное кино про себя самих. Лента хорошо характеризует исторический период — начало конца. И, как всегда, в начале было "Слово".