Киевская армия полностью отказалась от любых наступательных операций, прейдя к оборонительной тактике. Начиная с октября, ВСУ бросили многие подразделения на строительство оборонительных сооружений. Издание Reuters, съемочную группу которой каким-то чудом допустили на украинские позиции, зафиксировало новые блиндажи, траншеи и противотанковые рвы вокруг Бахмута.
Также оборонительную линию ВСУ фанатично строит в северо-западных регионах: на севере Черниговской, Сумской и Киевской областей, пишет Reuters. С осени в Сумской и Черниговской областях якобы значительно активизировались российские ДРГ, и в Киеве всерьез боятся, что российская армия готовит большой прорыв именно на северо-западном направлении.
Регулярно сеет среди украинцев панику своими комментариями на эту тему Сергей Наев, командующий Объединенными силами ВСУ. Прямо посреди полей протягивают километры колючей проволоки, чтобы замедлить продвижение пехоты, убедились журналисты Reuters. Строят здесь линии бетонных "зубов дракона", которые призваны замедлить продвижение танковых колонн.
Однако военные эксперты издания Business Insider указывают, что в случае возможного прорыва российских войск на северо-западе Украины танковые колонны вряд ли будут использоваться. В 2023 и Россия, и Украина серьезно изменили танковую тактику — в первую очередь из-за активного применения разведывательных и FPV-дронов.
На ровной местности (а это большая часть ландшафтов в Черниговской области между Корюковкой и Новгород-Северским, на границе с Брянской областью, а в Сумской области — западнее Сум, на границе с Курской областью) легче отследить передвижение танков. В некоторых приграничных районах дроны могут хорошо просматривать рельеф на километры.
Видя огромное количество задействованных беспилотников, Украина прекратила попытки таких атак. Отказалась от них и Россия, несмотря на то, что имеет более мощную систему РЭБ, позволяющую перехватывать разведывательные дроны ВСУ.
— Ни Россия, ни Украина не смогли провести успешные танковые атаки, — говорит в интервью Business Insider Райли Бейли, аналитик по России из Института изучения войны (ISW). — Большая часть механизированных маневренных военных действий на каком-то уровне основывается на внезапности, на способности быстро продвигаться вперед и застать противника врасплох. А количество беспилотников в небе делают слишком трудной задачу застать врасплох другую сторону.
И Россия, и Украина в значительной степени полагаются не только на разведывательные, но и на ударные беспилотники. Сами солдаты рассказывают, что во время крупных боестолкновений небо буквально заполнено беспилотниками.
Разведывательные дроны используются для наблюдения за противником и максимально оперативно предоставляют данные для наведения ствольной артиллерии и РСЗО. Однако в зоне СВО для сокращения так называемой "цепочки уничтожения" все чаще используются ударные FPV-дроны, пишет Business Insider.
При этом не нужно передавать информацию об обнаруженной украинской цели. Оператор мгновенно принимает решение о поражении цели. Таким образом легче уничтожать мобильную технику, например, HIMARS, Archer, CAESAR, Zuzana (самоходные гаубицы на колесном ходу).
Все это побудило и Россию, и Украину отказаться от применения колонн танков и бронетехники. В числе неудачных примеров применения танков в качестве основной наступательной силы Райли Бейли называет попытку украинских прорывов под Малой Токмачкой и Великой Новоселкой в июне 2023 года. Только к югу от Малой Токмачки 7−8 июня подразделения двух "натовских" бригад ВСУ потеряли десятки американских БМП M2 Bradley, немецких танков Leopard 2A6, инженерных машин разграждения Wisent 1, не говоря уже о живой силе.
Гигантские потери бронетехники (по данным New York Times, за две первых недели так называемого "контрнаступления" ВСУ потеряли до 20% переданной натовской техники) заставили Украину изменить тактику. С тех пор никаких сообщений о каких-либо массовых потерях украинских танков и транспортных средств не поступало, говорит Райли Бейли. Просто эта техника вообще не задействована в зоне СВО.
— Отсутствие танковых прорывов во многом и способствовало тому, что конфликт перешел в изнурительную позиционную фазу, в котором ни одна из сторон не добивается каких-либо крупных территориальных завоеваний, — пишет Business Insider.
Издание констатирует, что мощные оборонительные сооружения, созданные Инженерными войсками России в Запорожской и Херсонской областях (включая минные поля), также помогли сохранить статичность поля боя. Однако теперь сами украинцы переняли "тактику Суровикина" и ударными темпами строят оборонительные линии на границе с Россией.