Аналитика


Конфликт в Красном море может серьезно подорвать перспективный торговый путь Китая
Экономика | За рубежом

Напряженность между Ираном и США носит не только политический, но и экономический характер, влияя в том числе и на основные торговые маршруты, вместе с тем возможный конфликт Израиля и Египта может прервать сообщение через Суэцкий канал, что сильно ударит по торговой стабильности Китая. Однако где-то в США уже подумывают, как это можно повернуть в свою сторону и погреть руки — так появилась идея о маршруте из Индии в Европу, хотя удастся ли Америке подвинуть КНР — большой вопрос. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Эксперты сходятся во мнении, что Иран сам и руками йеменских хуситов показывает США всю серьезность намерений, настаивая на завершении конфликта в Секторе Газа. Накануне ракетный удар был нанесен по американским объектам в регионе — базе в аэропорту Эрбиля, а также по Консульству США в Эрбиле. В Белом доме наблюдается раздрай, однако молчание Вашингтона в ответ на столь дерзкие атаки может означать как и то, что США не желают идти на прямую конфронтацию и находятся в замешательстве, так и то, что таким образом они показывают значительность своего военного и дипломатического присутствия в Ираке, считает политолог Максим Жаров:

"Ирак сейчас для США — самый выгодный плацдарм для прямых действий против Ирана. Так что уходить с этого плацдарма, как и с Украины, Вашингтон категорически не хочет. Поэтому в ближайшие дни он будет делать все, чтобы перевести стрелки на прямой конфликт Ирака с Ираном".

Тем не менее в Красном море просматривается и "второе дно" — экономическое, ведь напряженность в регионе может повлиять на морскую торговлю, в частности на маршрут Китай-Европа, проходящий через Красное море и Суэцкий канал. Китай давно хочет проложить свой "Новый шелковый путь", а еще лучше — "Один пояс — один путь", но с такими конфликтами он может сильно застопориться.

Неслучайно власти КНР призвали предотвратить эскалацию ситуации в Красном море после ударов США и Великобритании по позициям хуситов в Йемене.

"Китай обеспокоен ростом напряженности в Красном море. Мы призываем участников событий сохранять спокойствие и проявлять сдержанность, чтобы предотвратить расширение масштабов конфликта", — сказала представитель МИД КНР Мао Нин и подчеркнула, что через Красное море проходят важные международные торговые маршруты.

А тем временем основной торговый партнер Евросоюза уже не первый год Китай — в 2022 году общий объем торговли составил 847 млрд долларов. С США Европа торгует меньше примерно на 150 млрд. Более того, Америка больше торгует с Китаем, Канадой и Мексикой — последняя в сентябре 2023 года даже выбралась на первое место. Но главная опасность США, как известно с недавнего времени — КНР, поэтому неплохо было бы снизить объем торговли с ним и снизить китайский объем торговли с ЕС.

Для этого Америка продвигает идею торгового пути из Индии через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Израиль в Европу. Тем более, как напоминают эксперты, тут можно сыграть на интересах Индии, которой было бы выгодно подвинуть китайские товары на европейском рынке и заполнить опустевшие полки своими товарами. Если это интересно США, то это может быть интересно и Европе — тем более, если новый маршрут будет оплачен за чужой счет. Индия уже и так обгоняет КНР по годовым темпам роста, и США, вероятно, сейчас делают ставку на Индию, как в конце XX века сделали на Китай.

Коллаж, Китай, США, торговая война(2022)|Фото: Накануне.RU

Впрочем, проект пути из Индии в Европу глобальный и очень долгоиграющий — на последнем саммите большой двадцатки был подписан только рамочный документ о взаимопонимании между странами-участницами. Будет ли проект развиваться — покажет время, хотя эксперты смотрят на это с большим сомнением. Так, экономист Василий Колташов считает, что участие в проекте Израиля сразу ставит крест на идее:

"Маршруты для товаров, которые пролегают через Израиль, выглядят, конечно, дипломатически очень взвешенным, но абсолютно нереалистичным. Израиль превращается в государство-изгой. Хотя коллективный Запад поддерживает Израиль, но относиться к нему всерьез в экономическом смысле будут все меньше, потому что если это маленькое прибрежное государство находится в режиме постоянной конфронтации, окружено ненавистью всех соседних государств, уничтожило свою репутацию, то какие инвестиции могут быть на этой территории? Здесь же очень высокий риск".

Вместе с этим эксперт уверен, что для Китая это не слишком высокая цена — да, товары станут дороже для европейского потребителя, потеряют в конкурентоспособности, но и КНР уже переходит от производства мирового ширпотреба на ранг выше — в функционал машиностроителя мировой экономики. Это, конечно, повышает его статус, но понижает темпы роста его экономики в условиях, когда вредит Запад, тем более лишь вопрос времени, когда Европа введет свои ограничения. А Индия, Южная Африка и Бразилия получают свой шанс использовать западные рынки в условиях, когда там хоть и нарастают проблемы, но все равно они получают возможность больше сбывать своей продукции.

Поэтому маршрут Индия-Израиль-Европа в теории может быть конкурентом "Поясу и пути", но на практике это очень туманная инициатива. Хотя и "Пояс и путь" — тоже в большой степени теоретический проект, потому что на Киргизию, Казахстан, Азербайджан США оказывают огромное влияние, уверен Василий Колташов.

Коллаж, Си Цзиньпин, Китай, доллар, капитализм(2020)|Фото: Накануне.RU

Политолог Максим Жаров в беседе с Накануне.RU отверг связь между новым маршрутом Индия-Европа и конфликтом в Красном море, потому что слишком разные цели и задачи:

"Ставить в зависимость от этого проекта то, что происходит в Красном море, мне кажется, нельзя. Потому что йеменских хуситов называют прокси-группировкой Ирана, а для Ирана сейчас важно прекратить операцию в Газе, помочь ХАМАС, и для этого хуситы и пытаются перекрыть Красное море".

То есть косвенно конфликт влияет на торговлю Китая, но при этом США пытаются втянуть КНР в коалицию против хуситов (хотя очевидно, что эта идея обречена на провал), поэтому основная цель — иная. Эксперт не исключает, что новый торговый путь имел изначально цель замирить Иран и Саудовскую Аравию, но сейчас ситуация поменялась, и пока регион не будет переформатирован, причем самими американцами — они должны сломать через колено те страны, через которые этот коридор проходит:

"Почему сейчас Иран хочет контролировать границу Сектора Газа с Египтом? Как раз тоже из-за этого самого коридора. Естественно, Египет против, и пока американцам не удастся сломать через колено Египет, Саудовскую Аравию, Эмираты, я думаю, что этот проект не будет реализован".



Евгений Иванов