Накануне стало известно, что саудиты так и не приняли решение вступить в БРИКС, хотя ещё в августе 2023 года саммит постановил пригласить Саудовскую Аравию стать членом организации, начиная с 1 января 2024 года. "Саудовская Аравия оценивает преимущества и затем примет решение", — сообщили в агентстве Рейтер. Кроме того, саудиты заявили о готовности признать Израиль в случае решения палестинского вопроса. А тем временем ситуация в регионе довольно напряжённая, так будут ли иметь какие-то последствия заявления Саудовской Аравии, и насколько их решения связаны с положением в регионе? Своим мнением с Накануне.RU поделился востоковед Саид Гафуров:
— Саудиты заявили, что могут признать Израиль, но что значит признают — откроют дипломатическое представительство? Я плохо себе представляю, как они это могут сделать. Сейчас идут серьёзные переговоры, и публичные заявления нельзя всерьёз рассматривать, политики говорят не то, что они думают, планируют, а то, что им нужно сказать.
Идёт какой-то торг, например: вы создаёте независимую Палестину, тогда мы признаём что-то, то есть не безусловно происходят процессы. А что касается отсрочки вступления в БРИКС с их стороны — по всей видимости, вступление им сейчас невыгодно по какой-то причине.
Саудиты торгуются по Израилю ещё и потому, что им нужно удержаться, сохранить экономическое и политическое положение правящей семьи. Там растёт недовольство, очень много недовольных, потому что режим очень архаичный, он не удовлетворяет современным требованиям, плюс оказывает влияние экономическая конъюнктура — американцы угрожают им, что могут просто много денег отнять, как у России отняли. В общем, у Саудовской Аравии защищающаяся позиция. Так что всё непросто.
То, что саудиты пригрозили признанием Израиля ещё не значит, что на это как-то всерьёз могут отреагировать Иран или Китай. Тема давно обсуждаема, и сейчас к этому не надо всерьёз относиться, это вброс, который они сделали, причём позиция у них не очень удачная. А в целом в регионе ситуация непредсказуемая. Всё будет зависеть в очень большой степени от внутриполитической ситуации в США, потому что им постепенно становится очень дорого поддерживать всю ситуацию в регионе, они концентрируются на Дальнем Востоке, а не на Ближнем.