Аналитика


Санкции тормозят развитие российского сельского хозяйства. Но и наши власти в этом "помогают"
Экономика | В России

Нижняя палата Конгресса США приняла закон, направленный на снижение зависимости других стран от российской сельхозпродукции, в частности, зерновых. Прежде чем закон вступит в силу, его должны одобрить обе палаты Конгресса, а потом подписать президент. Закон предписывает вкладываться в инвестиции, снижающие зависимость от российской сельхозпродукции, при том, что доля в мировом экспорте пшеницы у России составляет 20%. "Агроэкспорт", подведомственный Минсельхозу, оценивает закон и собирает позиции участников рынка — не наступит ли с российским зерном та же ситуация, как с российской нефтью? После санкций Россия была вынуждена создавать "теневой" танкерный флот, искать новые рынки сбыта, новые транспортные коридоры, новые условия. О ситуации своим мнением с Накануне.RU поделился один из руководителей "Ростсельмаша", президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин:

— Сама Америка продовольствие у нас, насколько я знаю, вообще не закупает, пшеницу она тоже не закупает, а экспортирует. И в целом США самодостаточны в плане производства продовольствия, у них зависимости от нас нет. Другое дело, что они планируют затруднить жизнь нашим аграриям, затруднить доступ продукции российского сельского хозяйства на внешние рынки с тем, чтобы помешать нам развивать сельское хозяйство.

Они и так уже усложнили прохождение платежей, фрахт судов-зерновозов осложнили очень сильно, страхование сделок — все это подвержено влиянию американских санкций и вызывает определённые сложности с экспортом российской пшеницы и других видов продукции сельского хозяйства. По всей видимости, они хотят ещё усилить все эти проблемы, и это печально.

Наш основной экспорт проходит по морю, а американцы влияют сильно на морские перевозки. Другое дело, что они не могут нам полностью перекрыть возможность перевозить, например, пшеницу по Чёрному морю, потому что крупными потребителями российской пшеницы являются Турция, Египет. Но определённые трудности, конечно, они могут создать, и это все вызовет снижение цен на российскую пшеницу, снижение доходов аграриев. С другой стороны, это дело обычное — американцы давно проводят курс на сдерживание развития России.

Андрей Макаров, Максим Орешкин, Антон Силуанов, Эльвира Набиуллина и Максим Решетников на ПМЭФ-2023(2023)|Фото: скриншот трансляции с сайта forumspb.com

Что мы тут должны в этих условиях делать, что бы я мог порекомендовать правительству? В первую очередь не ухудшать самим положение аграриев в России. Штаты стремятся затруднить наш экспорт продовольствия, а Минсельхоз РФ с другой стороны вводит экспортные пошлины на зерно, на подсолнечник. То есть экспортные пошлины, введённые российским правительством, так же затрудняют экспорт. И это странно в условиях, когда Россия производит избыточное количество продовольствия и даже может ещё в два раза увеличить объёмы производства.

В этой ситуации надо не затруднять экспорт собственными руками, не сужать рынки сбыта, а бороться за рынки и поддерживать экспорт, не вводить экспортные пошлины, а обнулить их, и даже, может быть, субсидировать немного экспорт, облегчая нашим экспортёрам обхождение тех самых санкций, которые вводят американцы и другие страны.

Тем более что рынок для нашего продовольствия, зерна огромен. Китай закупает десятки миллионов тонн пшеницы, вся Юго-Восточная Азия закупает огромное количество продовольствия, превосходящее объём нашего сельского хозяйства. Сегодня арабские страны являются надёжным рынком для наших сельхозпроизводителей. Эти новые инициативы американских политиков, конечно, неприятны, но далеко не смертельны. Это так, рябь на воде, и она никак не может помешать в целом развивать наше сельское хозяйство, если мы сами не будем этому препятствовать.

Если будет реальное желание, если для крестьян в России будут дешёвые кредиты, низкие налоги, если будет поддерживаться экспорт, переработка, модернизация сельского хозяйства — тогда можно будет сказать о развитии в постоянном режиме, а не какими-то урывками — сегодня есть поддержка, завтра её нет. Кроме того, нужна поддержка науки, образования, хочется видеть стратегию, направленную на развитие нашего села, а сегодня это не ощущается. Хочется, чтобы наши власти не только реагировали на внешние раздражители, но и собственную стратегию имели. А так получается, что мы живём в режиме реагирования на внешние укусы без своей стратегии. Это неправильно и не может привести к серьёзным успехам.

Комбайн во время выполнения уборочных работ(2024)|Фото: Накануне.RU

Так что не нужно готовиться к закрытию рынков, нет — надо отстаивать свои интересы и завоёвывать новые рынки, стараться присутствовать на всех рынках, которые вообще существуют в мире.

Ну и вопрос морских перевозок надо решать, мы должны иметь свой надёжный флот, не зависящий от британцев, американцев или кого-то ещё. А для этого, опять же, нужна стратегия, транспортные коридоры нужно оберегать, расширять. Взять тот же Китай — одной из проблем для нашего экспорта является ограниченность возможностей железной дороги, она может провезти всего лишь 3 млн тонн в год, а нам надо экспортировать туда только зерна миллионов 10. Но мы не можем, потому что железная дорога неспособна перевезти такое количество.

Надо инвестировать и в суда, и в железные дороги, в мосты, порты. Во все надо инвестировать, и никто нам не сможет помешать торговать.