Аналитика


"Не просили вас покупать" — власти начали сворачивать льготную ипотеку
Общество | В России

По всей видимости, семейная ипотека выходит на финишную прямую, более того — в целом программа льготной ипотеки может начать постепенно сворачиваться. Несмотря на то, что указом президента мера была продлена на 2024 год, тем не менее теперь уже банки начинают прощупывать почву по ограничению граждан. Так, Совкомбанк заявляет, что, по их мнению, нужно "отсекать" от программы тех граждан, которые могут взять ипотеку по рыночной стоимости. Вроде бы, логичная и даже полезная мера, если у человека есть средства на ипотеку по рыночным ценам — ну пусть берет по рынку, но на деле это может быть только началом по "отсечению" вообще льготной программы от граждан.

В этой же связи стоит воспринимать и повышение первоначального взноса с 15% до 20%, которое утвердило правительство в сентябре 2023 года, а также предложения Минфина о дальнейшем повышении до 30%, о чем говорилось в начале декабря прошлого года. В первом случае это объясняли повышенной ключевой ставкой ЦБ, во втором случае — большим объемом выдачи ипотеки, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина:

"У нас очень большой идет объем выдачи ипотеки, и мы смотрим, как нам до 1 июня регулировать объем выдачи ипотеки".

Строительные работы в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

Еще относительно недавно, в советский период, в нашей стране выдавали квартиры бесплатно всем нуждающимся, но теперь-то у нас как будто рынок все решает. Хотя в скукоживании льготной ипотеки, кажется, заинтересован не столько рынок, сколько государство, поэтому дальнейшие шаги по ее отмене будут и дальше, уверен первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев — по его словам, чем больше у нас будут расходы, связанные со спецоперацией, тем меньше будет денег в бюджете, а значит, тем меньше будет возможностей субсидировать ипотеку:

"Я полагаю, что льготная ипотека будет приближаться по условиям к обычной ипотеке. Будут сужать круги — сначала многодетным, потом с 5 детьми, потом с 7 детьми, в итоге окажется, что и давать-то некому. Но люди понимают все эти хитрости".

Поэтому эксперт уверен, что формализация условий не за горами, но у этого решения могут быть последствия, которые власти обычно предусмотреть не могут. Примерно так же получилось с социальными выплатами, которые ограничили прожиточным минимумом на одного члена семьи. В 2022 году, по данным комитета Государственной думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, около 61% отказов от выплаты единого пособия произошли из-за непрохождения имущественного и доходного ценза — как следствие в 2023 году резко увеличилось количество разводов по стране, очевидно, чтобы семья уже не считалась единой ячейкой и доход считался по-другому. С ипотекой может произойти та же история, только туда можно добавить еще ограничения по возрасту детей, недвижимое имущество, доход и любые другие показатели.

"Когда у нас обсуждают — вот почему нет рождаемости — а не будет никакой рождаемости, когда мы идем от плохого к худшему. Вот когда к лучшему будем идти, когда будет виден свет в конце тоннеля — тогда будут рожать, а когда никакого просвета в нищете нет, ничего и не изменится, потому что люди беспокоятся о своем потомстве", — отмечает Николай Арефьев в беседе с Накануне.RU.

Коллаж, убыль населения(2021)|Фото: Накануне.RU

Самое же циничное в этой ситуации, добавляет эксперт, это то, что обсуждают условия ипотеки те, кто с нее получают миллиардные, а то и триллионные, доходы. К слову о бенефициарах всей этой истории — если в 2020-2021 годах льготная ипотека была выгодна и гражданам, и девелоперам (так как ковидные ограничения сильно подорвали сферу строительства), то уже в 2022-2023 годах это стало играть в пользу застройщиков и банков, поясняет политолог Павел Салин:

"Для населения доступность жилья стала снижаться, потому что из-за государственного стимулирования стоимость жилья на рынке — в первую очередь новостроек, но это стало тянуть за собой и вторичный рынок — существенно выросла. И выросла она на ту сумму и за счет тех сумм, которые выделяло государство. Граждане ничего от этого не приобрели, у них только долги стали больше, а все эти госденьги оседали в карманах у представителей строительной и банковской отраслей".

Сюда же можно отнести и истории дележки между банками и застройщиками, когда первые начали требовать процент с последних. И эту проблему стоит обсуждать в более широком контексте, уверен эксперт, — в плане доступности жилья в России в целом. Строительную отрасль, столь важную для российской экономики, в пандемию поддержать смогли, но дальше, когда ковидные ограничения сняли, начал надуваться пузырь на рынке жилья. Власть уже давно говорит, что нужно потихоньку этот пузырь сдувать, но именно потихоньку, потому что иначе могут быть социальные последствия. И власть к этому сдуванию уже приступила, уверен политолог:

"С плеча не рубят, а вводят дополнительные ограничения — повышают минимальный взнос, повышают критерии нуждаемости. В случае с семейной ипотекой это как раз один из таких тактических шагов. Потому что если здесь сделать исключения, потом лоббисты строительной и банковской отраслей скажут — и там нужно делать исключения, и тут нужно — в итоге вся эта идея сдувания пузыря на рынке жилья будет выхолощена, а для всех граждан России доступность жилья останется на таком же низком уровне, как последние несколько лет. Поэтому здесь нужно уделять внимание деталям, но эти опасения не должны быть предлогом, чтобы вообще отказываться от этой меры".



Юрий Александров