Украинские удары по российским объектам ТЭК — тактика, разработанная американской разведкой. Американцы убедились, что их санкции против российской нефтянки не работают, и теперь пытаются дополнительно к экономическому давлению на Россию руками ВСУ осуществить и террористическое.
18 января министерство обороны России объявило об успешном перехвате беспилотных летательных аппаратов, атаковавших нефтяной терминал в Санкт-Петербурге. А в ночь с 20 на 21 января ВСУ нанесли удар по заводу по переработке газового конденсата в Усть-Луге в Ленинградской области, вызвав локальный пожар.
Завод и расположенный поблизости терминал принадлежат "Новатэку", который производит и экспортирует нефтепродукты, в первую очередь нафть, мазут и авиакеросин. Пожар затронул резервуары для сжиженного газа и привел к временной приостановке производства. Завод уже полностью восстановил работу.
Как пишет польский Центр восточноевропейских исследований (OSW), одновременно беспилотники атаковали также объекты в нескольких регионах и нефтебазу в Клинцах (Брянская область).
Ответственность за неудавшуюся атаку взяла на себя украинская военная разведка. А рабочая группа, которую возглавляет глава президентской администрации Украины Андрей Ермак и бывший посол США в России Майкл Макфол, опубликовала доклад по кибератакам по России. Отдельно диверсанты упоминают в докладе именно топливно-энергетическую инфраструктуру.
После удара беспилотниками по "Новатэку" в ночь с 24 на 25 января украинские террористы осуществили удар беспилотниками по НПЗ в Туапсе (Краснодарский край). Завод принадлежит "Роснефти", здесь производится в том числе газойль и топочный мазут. Компания не стала раскрывать масштабы ущерба. Предположительно, пожар был небольшим, и он затронул только одну из установок.
— Горела вакуумная установка. По предварительной информации, жертв и пострадавших нет", — сообщил в Telegram глава Туапсинского района Сергей Бойко.
29 января губернатор Ярославской области Михаил Евраев подтвердил попытку атаки беспилотника на НПЗ "Славнефть-ЯНОС" в Ярославле. Беспилотники были перехвачены штатными средствами РЭБ и ПВО. ЦИПсО, естественно, тут же сообщило через подконтрольные ресурсы, что атаки на оба НПЗ координировала Служба безопасности Украины.
Минэнерго России сообщило, что оба атакованных объекта ориентированы на экспортные поставки и не обеспечивают потребности внутреннего рынка в моторном топливе. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что Минобороны и другие уполномоченные органы уже разработали комплекс мер по защите таких стратегически важных объектов. Reuters пишет, что топливо из Туапсе поставляется в основном в Турцию, Китай, Малайзию и Сингапур.
— Ущерб, причиненный атаками украинских беспилотников, затрагивает очень небольшую часть нефтеперерабатывающих мощностей. Однако нельзя исключать, что фактической целью ударов была инфраструктура, используемая для перевалки, — пишет эксперт OSW Филип Рудник.
Американские источники сообщают, что попытки удара по экспортной инфраструктуре России задумывались изначально. Секретные планы раскрывает в авторской статье Андерс Ослунд во влиятельном консервативном издании National Interest.
Reuters указывает, что, нацеливая ВСУ на российскую энергетическую инфраструктуру, американцы стреляют себе в ногу. Атаки на российские НПЗ усилили опасения по поводу мировых поставок энергоносителей. Украинцы выбрали такую же диверсионную тактику, как повстанцы-хуситы, атакующие танкеры у берегов Йемена в Красном море.
Reuters называет ситуацию "идеальным штормом", ведь к угрозам на Красном море могут добавиться и угрозы экспорта из России. Однако американцы ввязались в эту опасную игру целенаправленно, в надежде на сверхприбыль.
Андерс Ослунд пишет, что конечная цель США — это полностью ликвидировать российский экспорт газа, нефти и нефтепродуктов, который составлял примерно $460 млрд в 2023 году. Делается это вовсе не для того, чтобы вынудить Россию сократить военные расходы, а чтобы США могли занять российскую нишу на мировом энергетическом рынке.
Так что ВСУ и СБУ просто обслуживают американские коммерческие интересы.