По данным издания "Блумберг", за первый месяц 2024 года российские миллиардеры заработали примерно 8 млрд долларов, среди основных разбогатевших называют основного акционера "Северстали" Алексея Мордашова ($2,14 млрд), главу совета директоров НЛМК Владимира Лисина ($1,35 млрд), основателя "Лукойл" Вагита Алекперова ($838 млн). Экономист Валентин Катасонов уверен, что мы живем не при рыночной экономике, а при капитализме с картельными сговорами монополий, и нужно отказаться от этой экономической политики, как минимум — ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Об этом эксперт рассказал Накануне.RU:
— Честно говоря, некоторые слова в этой новости меня сильно цепляют — что значит "заработали"?
Если говорить серьезно, с точки зрения политэкономии, то это деньги, изъятые у народа.
Другое дело, что эти цифры ни о чем не говорят — это цифры, которые раз в месяц публикует "Блумберг", где есть индекс миллиардеров, охватывающий 500 богатейших людей мира, и я не думаю, что сотрудники этого агентства очень уж тратят время и силы, чтобы переоценивать состояние миллиардеров. Они имеют какую-то базовую информацию — портфель активов, ценные бумаги — и раз в месяц пересчитывают рыночную стоимость этих бумаг. Так что это неинформативная арифметика. И я не думаю, что сотрудники "Блумберг" заморачивались по поводу того, каково состояние этих активов, являются ли они замороженными или нет, так что это просто математические манипуляции. К тому же эти данные могут быть связаны с тем, что часть активов номинирована в рублях, поэтому с учетом изменяющегося курса рубля по отношению к доллару состояние может как-то меняться.
Другое дело, что это действительно повод для серьезного размышления. По официальным данным, у нас, вроде бы, умеренная бедность и нищета — 10%, а если считать серьезно, то как минимум четверть населения. А если еще учесть, что у части граждан есть по три кредита, то можно посчитать чистые активы сектора домашних хозяйств, есть такой показатель — чистые активы за вычетом обязательств, — и я думаю, что у части населения будут отрицательные активы.
Я чаще заглядываю на американские сайты, и там уже у половины населения активы сектора домашнего хозяйства являются отрицательными — отстаем немножко от Америки. В то же время эти самые миллиардеры по состоянию на начало года имели активы в $328,5 млрд — добавим сюда $8 млрд за январь и получится примерно годовой бюджет РФ. Я понимаю, что часть этих активов может быть заморожена, какие-то активы могут быть в офшорах, откуда их уже не выцарапать.
Но тем не менее большой вопрос — почему у нас такая большая социально-имущественная поляризация общества? Если говорить без лишней философии, то вот я изучал политическую экономию капитализма, и как сейчас помню, один из законов капитализма называется "закон капиталистического накопления" — у Карла Маркса он очень развернуто сформулирован, но мы как студенты запоминали короткую формулировку из учебника: "Поляризация богатства на одном полюсе и поляризация нищеты и бедности на другом". Вот, собственно, мы и видим действие всеобщего закона капиталистического накопления.
Поэтому всякие разговоры о том, что будут индексации заработных плат, пенсий, разовые выплаты, компенсации и прочее — это все пиар. Потому что все это моментально съедается в том числе тем, что людям приходится платить налоги. У нас парадоксальная ситуация — у нас нет граждан, которые бы не платили налоги на доходы физлиц. В других странах есть прогрессивная шкала налогообложения, и люди с низкими доходами вообще освобождаются от налогов, у нас же вообще никто не освобождается, и полунищий бедняк платит по такой же ставке НДФЛ, как и условный Усманов. Таких стран осталось не так много, они есть — это в основном африканские страны, в Европе таких почти нет — везде есть прогрессивная шкала налогообложения.
Да, говорят, что у нас появилась одна ступенечка, чтобы чиновники могли говорить, мол, и у нас тоже прогрессивная шкала. Однако в некоторых странах Западной Европы верхняя "ступенечка" — это 50% НДФЛ. Так что по большому счету, чтобы навести порядок, нужно четко сказать, что мы живем при капитализме — обратите внимание, что чиновники, политики избегают этого слова. Они говорят всякие глупости насчет того, что у нас рыночная экономика. Это запредельная глупость. Какая же она рыночная? В прошлом году мне не раз приходилось выступать на тему Адама Смита, английского политэконома, считается, что он основоположник английской классической политэкономии. Один из догматов его учения — свободный рынок.
Сегодня есть масса учебников, на обложках которых написано — основа рыночной экономики, но где она? 30 лет тому назад началась приватизация, это фактически, скажем так, первоначальное накопление капитала, изучаем историю Англии — там тоже было первоначальное накопление и растянулось на 100-150 лет, а у нас это накопление произошло за год чубайсовской приватизации. Если там на отрезке 100-150 лет существовал капитализм рыночной конкуренции, где еще можно было с какими-то оговорками рассуждать о свободном рынке, то мы сразу вошли в экономику, в которой нет рынка, а есть монополия. А монополия — это фактически монопольно высокие цены.
У нас же есть монополии абсолютные, например, "Норильский никель", "Сбербанк", "Газпром" и другие — это абсолютные монополии, потому что одной компании принадлежит более половины всего рынка и всех оборотов отрасли. А есть монополии, где несколько компаний — они просто заключают между собой картельное соглашение. 20 лет назад у нас была создана Федеральная антимонопольная служба, которая и была призвана бороться с монополизмом, ну и первый руководитель ФАС Артемьев разводил руками и говорил, что у нас просто вся экономика картелизирована. Они даже примерно не могут сказать, сколько этих картелей. Так где же она, свободная, рыночная экономика? Поэтому нам необходимо понять, что в этой модели мы никогда не выкарабкаемся, нам необходимо категорически отказаться от капитализма. Без этого никак не получится.
Сколько российских картелей — никто не знает. Чиновники ФАС говорят, что раскрывают примерно 1-3% тайных картельных соглашений. Представляете? А 97-99% картелей так и остаются в латентной форме. А что это означает? Опять же, ссылаясь на данные ФАС, при госзакупках это означает завышение цены примерно на 20%. А если это экстраполировать на товары и услуги потребительского характера, то навскидку расходы населения на приобретение товаров и услуг за год — около 70 трлн рублей. Если предположить, что 20% от этой суммы — это завышение, то это 14 трлн рублей. Неслабо? Это около 15% ВВП. Плюс к этому — инфляция. Тут получается синергия — монополия взвинчивает цены, а денежные власти разгоняют инфляцию, потому что они увеличивают денежную массу.
Сейчас уже можно подвести итоги 2023 года, ЦБ уже опубликовал данные о денежной массе за 2023 год — прирост денежной массы 20%. Набиуллина разводит руками и говорит, что у нас инфляция, поэтому будут повышать ключевую ставку, чтобы бороться с инфляцией. Но так и инфляцию не победят, и экономику задушат — это же очевидно. Тогда возникает вопрос к Набиуллиной — почему прирост денежной массы 20%, если прирост ВВП за этот же период составил 3,5%? Почему так получается? Потому что деньги у нас просто эмитируются, а куда они дальше идут, денежные власти не интересуются, исполнительная ветвь власти этим тоже не интересуется. Есть Правительство, Министерство экономического развития, Минфин, другие ведомства экономического блока — никого не интересует, куда идут деньги. А деньги не работают.
Можно увеличивать денежную массу, но тогда должна увеличиваться и товарная масса, а для этого необходимо обеспечивать целевое использование эмитируемых денег. А у нас какая картинка складывается? Значительная часть эмитированных денег — а эмитируют их и ЦБ, и коммерческие банки в виде кредитов — оседают просто на депозитах ЦБ. Там примерно 7-8 триллионов постоянно в остатке средств на депозитах. Эти деньги просто "отдыхают".