Аналитика


МС-21 подтвердил возможность перевозить 211 пассажиров: в чем наши разработчики превзошли Boeing
Наука и техника | В России

Недавно магистральный пассажирский самолет МС-21, разработанный в России, получил разрешение на перевозку 211 пассажиров. До этого лайнер имел право перевозить не более 175 пассажиров. Выдаче основного изменения к сертификату типа МС-21 предшествовали испытания по демонстрации аварийной эвакуации.

В рамках Дня гражданской авиации, который прошел на выставке-форуме "Россия" на ВДНХ, лекцию провел инженер-конструктор, начальник отдела эскизного проектирования Инженерного центра ПАО "Яковлев", преподаватель МАИ Никита Шапиро. Особо радует, что на выставке занимаются популяризацией технических знаний, и на выступление конструктора собралось много школьников и студентов. Эксперт рассказал, почему МС-21 можно назвать нашим ответом семейству Boeing B737 и какие решения сделали его конкурентоспособным на рынке.

Никита Шапиро, начальник отдела эскизного проектирования ПАО "Яковлев" (2024)|Фото: Накануне.RU

МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Программа разрабатывается компанией "Яковлев". Лайнер может перевозить 211 пассажиров на дальности до 5 тыс. км.

Конструктор рассказал об одной из задач, которую решают проектировщики лайнера. Салон должен обеспечить удобство пассажиров, увязку расположения аварийных зон и зон сервисного обслуживания таким образом, чтобы фюзеляж имел рациональную длину. Неоптимальный салон увеличивает длину, что приводит к росту массы лайнера и увеличению площади обтекаемых поверхностей, от которой, в свою очередь, зависят аэродинамические характеристики самолета.

— В условиях конкуренции мы боремся за каждый миллиметр длины фюзеляжа, — поясняет Никита Шапиро.

Согласно нормам авиационной безопасности, у самолета с одним продольным проходом не может быть больше шести кресел в ряду. Это связано с возможностью быстрой эвакуации пассажиров в аварийной ситуации. Так, у МС-21 шесть кресел в длину. На лайнере Boeing B767 размещение семи (или восьми в плотной компоновке) кресел в ряду повлекло добавление еще одного прохода. В результате самолет перешел в класс широкофюзеляжных. Для самолетов же промежуточной размерности — порядка 250 пассажиров — не всегда понятно, какой вариант будет оптимальным — узкофюзеляжный или широкофюзеляжный.

МС-21(2019)|Фото: пресс-служба ПАО "Яковлев"

Построение поперечного сечения лайнера включает формирование внутреннего обвода пассажирской кабины, верхнего свода, его внешней дуги. Нижняя часть фюзеляжа определяется тем, какой тип грузов будет перевозить самолет под полом пассажирского салона. В результате фюзеляжи — вовсе не круглые в сечении, как многим кажется. Составная форма из кривых — кругов и эллипсов — позволяет при требуемой компоновке минимизировать площадь поперечного сечения.

— В случае с поперечным сечением МС-21 мы постарались совместить нормы безопасности с требованиями комфорта. Широкий продольный проход позволяет ускорить посадку и высадку пассажиров и упростить обслуживание на борту, когда бортпроводник перемещает тележку, — говорит Никита Шапиро.

Известно, что на МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря самой большой в своем классе ширине пассажирского салона. Сниженное оборотное время, в свою очередь, позволяет авиакомпаниям увеличить налет авиапарка.

Конструктивно нужно было предусмотреть и модульность зон пассажирского салона, а значит, возможность адаптации самолета, находящегося в серийном производстве, к требованиям конкретного заказчика — то есть обеспечить производственно-технологическую гибкость фюзеляжа.

— В МС-21 в базовой компоновке получился оптимальный фюзеляж, который позволяет и в дальнейшем развивать самолет в сторону большую или меньшую или адаптировать к конкретному заказчику, — уверяет Никита Шапиро.

В беседе с Накануне.RU он также пояснил, что изначально самолет рассчитывался на максимальную вместимость 211 пассажиров. Однако с точки зрения коммерческой, такая сверхплотная компоновка не всем авиакомпаниям нужна. Тем не менее, в ходе сертификации подтверждается возможность безопасной эвакуации всех 211 человек, не считая членов экипажа.

Конструкторы МС-21 считают, что им удалось превзойти конкурентов благодаря увеличенной пассажировместимости базовой модели, лучшей аэродинамике и двигателям нового поколения.

Никита Шапиро, начальник отдела эскизного проектирования ПАО "Яковлев" (2024)|Фото: Накануне.RU

Как ожидается, первые шесть лайнеров МС-21 поступят в российские авиакомпании в конце 2024-го — начале 2025 года.



Сергей Хурбатов