Сегодня Свердловский областной суд изменил меру пресечения управляющему пилорамой Газанфару Мамедову, обвиняемому в пожаре, уничтожившему почти весь поселок Сосьва. Ранее ему несколько раз продлевали меру пресечения в виде содержания под стражей, однако сегодня заменили ее на запрет определенных действий, передает корреспондент Накануне.RU из зала суда.
Крупный пожар охватил Сосьву в конце апреля 2023 года. Огонь уничтожил более 100 домов, два человека погибли. В трагедии обвинили Мамедова и сотрудника местной администрации Вячеслава Алексеева. Позже на уже ушедшего в отставку главу поселка Геннадия Макарова и еще трех сотрудников администрации завели дело о халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух или более лиц.
На сегодняшнем заседании сторона защиты озвучила ряд интересных деталей в пользу Газанфара Мамедова. Например, что следствие якобы намеренно умалчивало доказательства того, что очаг возгорания, от которого и разросся пожар, мог быть совершенно в другом месте.
Мамедов является владельцем лесопилки, откуда якобы и пошел огонь. Ранее обвиняемый и свидетели утверждали, что впервые пламя было замечено возле кладбища, со стороны другой лесопилки ИП Дитковского. Слова подтвердила и одна из потерпевших, которая в тот день находилась на кладбище. Согласно проведенной экспертизе, этот огонь перекинулся на несколько построек, но был оперативно локализован, не пройдя и нескольких десятков метров.
Таким образом, очагов в тот день могло быть несколько. И защита считает, что очаг возгорания, пожар от которого почти уничтожил Сосьву, возник в частном доме на улице Фадеева, это было самостоятельное возгорание, которое возникло под крышей. Между ним и лесопилкой Мамедова дома остались целы. Хотя следствие полагает, что именно с лесопилки горящая частица долетела до дома Фадеева, но, как утверждает защита, это физически невозможно. Подробнее об этом Накануне.RU рассказал адвокат обвиняемого Алексей Зорин.
Белое того, дом загорелся только через час после того, как очевидцы сообщили о первом пожаре в районе лесопилок, но между той постройкой и домом на Фадеева ветхие старые строения (выделены желтым на карте ниже) вообще не пострадали. И после анализа истории звонков в пожарную службу от местных жителей было отмечено, что звонки эти начались как раз после воспламенения дома на Фадеева.
Имея на руках эти сведения, как утверждает Зорин, следствие не предоставило их суду. Вместо этого, как заявила представитель потерпевших, следователь каждый раз указывал на вину Мамедова, настаивая на продлении меры пресечения без достаточных на это оснований. Утверждалось, что обвиняемый может повлиять на ход следствия или сбежать. Однако сторона потерпевших заявила, что почти за год семья Мамедова и сама могла надавить на свидетелей, чего делать не стала. На уральце также лежит ответственность за троих малолетних детей, престарелую мать, отца-инвалида и бизнес, и в силу своего характера он не сбежит.
Кроме того, Зорин заявил, что Мамедов не смог бы повлиять на ход следствия, даже если бы захотел, так как расследование уже было завершено и теперь ожидаются только результаты ряда экспертиз. Из этого следует, что нахождение Мамедова в СИЗО лишь создает его семье проблемы, но никак не помогает в расследовании.
Свердловский областной суд счел аргументы достаточно весомыми, чтобы изменить фигуранту дела меру пресечения на запрет определенных действий. Мамедову запрещено: общение без согласия следователя с другими обвиняемыми, свидетелями, потерпевшими за исключением близких родственников, круг которых определен законом. Он также обязывается самостоятельно и своевременно являться по вызову следователя, прокурора и суда. Ограничения действует до окончания меры пресечения, но будут ужесточены при их нарушении.
За невиновность Мамедова выступают сами жители Сосьвы. В своем видеообращении к Владимиру Путину они также обращали внимание на то, что только Мамедова посадили в СИЗО, пока другие фигуранты дела, которые реально имеют связи и могут скрыться, остались под подпиской о невыезде.