Перенос начала поставок импортозамещенных российских авиалайнеров МС-21 и SJ-100 на 2025—2026 годы объясняется техническими сложностями реализации проектов такого масштаба и обязательствами выполнения полноценной программы испытаний, заявили в "Ростехе".
Стало известно, что производство самолета МС-21, которое должно было начаться в 2017-м году, не начнется даже в 2024-м. Оно снова переносится. На этот раз — на 2025-2026 годы. Испытания самолета с двигателем ПД-14 еще не завершены. Также пока не идет речи о получении сертификата. Это при том, что до 2030 года только "Аэрофлоту" "Ростех" намеревается поставить сотню МС-21, а в целом российские власти обещали выпустить до 2030 года 1 тыс. новых отечественных лайнеров. Также и начало поставок импортозамещенных российских авиалайнеров SJ-100 с двигателями ПД-8 сдвинуто на 2026 год.
В ОАК заявили, что компании сталкиваются с объективными ограничениями, перечислив в их числе полностью новые системы, воссоздание с нуля компетенций, необходимость полноценных испытаний и запуска серийного производства в условиях дефицита времени.
В Минпромторге же заверяют, что текущие сдвиги не должны повлиять на общее выполнение программы поставок новых лайнеров до 2030 года. Отмечается, что 16 SJ-100 и 12 МС-21 находятся в разной степени готовности и будут оснащаться отечественными системами по мере их поступления, что позволит после завершения испытаний обеспечить догоночный график выпуска и поставки лайнеров, чтобы в целом реализовать пополнение флота российских авиакомпаний 600 самолетами к 2030 году.
Но каким образом можно не сделать за 2023 ни одного нового лайнера и затем начать выпускать их сотнями в год — пока неясно, пожалуй, никому, кроме чиновников Минпромторга.
Минпромторг оправдывает происходящее тем, что программы импортозамещения в гражданской авиации реализуются в беспрецедентные по мировым меркам сроки. И аналогичных российскому примеров комплексного импортозамещения всех систем и агрегатов, включая бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели, авиационные материалы, в современной мировой авиации не существует.
— Все мировые авиапроизводители опираются на широкую международную кооперацию, поставщиков из нескольких десятков стран. России предстоит справиться самой. И российский авиапром, несмотря ни на что, делает успехи. Все компании авиационной отрасли России, как комплектаторы, так и финалисты, работают с максимальной отдачей, — подчеркнули в министерстве.
В то же время, несколько источников РБК в авиаотрасли сообщали, что МС-21 по характеристикам пока уступает заявлявшимся ранее параметрам: дальность полетов сокращена с 5 тыс. до 3,5 тыс. км, пассажировместимость снизится с 211 кресел до порядка 135. Такая кресельность соответствуют скорее изначально прорабатывавшейся версии самолета МС-21-200, чем заказанным "Аэрофлотом" МС-21-310. Для сравнения: спроектированный в СССР самолет Ту-214 способен перевозить 210 пассажиров на 5,9 тыс. км, а "дальнобойная" версия Superjet (SSJ100 LR) летает на 4320 км и перевозит по 103 пассажира.
Бывший вице-премьер Юрий Борисов еще в 2022 году обещал выпускать по десять Ту-214 в год (уже полностью сертифицированных и летающих с двигателями ПС-90А в составе президентского авиаотряда), однако в 2023 авиакомпании был передан лишь один расконсервированный Ту-214.
Эксперты предполагают, что проект МС-21 лоббируется Минпромторгом и Ростехом в ущерб более реалистичной программе Ту-214 — возможно, это нужно для перенаправления государственного финансирования. Ведь разработка самолета с "нуля", производство опытных образцов, испытания, сертификация, запуск в серию, устранение дефектов — все это постоянные вливания из госбюджета, причем растянутые по времени.
Кроме того, до сих пор ничего неизвестно об обещанном возобновлении серийного выпуска российского широкофюзеляжного лайнера Ил-96.
В это время российские компании продолжают выкупать иностранные суда из лизинга за баснословные суммы. Российские авиакомпании за 2023-й и начало 2024 года выкупили у своих иностранных лизингодателей 165 самолетов, подсчитал РБК на основе открытых данных и данных источников. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния в размере 300 млрд руб. оказался исчерпан. Выкупленные самолеты — это около 40% от того импортного парка (примерно 400 воздушных судов), который принадлежал западным лизингодателям и остался в России, несмотря на введенные в 2022 году санкции и требования иностранных лессоров вернуть лайнеры.