В 2024 году участились сбои в работе интернета, слетают соцсети, падает скорость, за последний месяц подобное случалось уже несколько раз. То Telegram не работает, то WhatsApp* не грузит. Грешным делом в России начали подозревать, что так обкатывают "суверенный интернет", что Россию собираются отключить от глобального интернета или что власти тренируются перед выборами блокировать все, что должно быть заблокировано. Но сбои происходят не только в нашей стране, а также в США и Японии, Италии, других странах. Конечно, можно попробовать и это списать на наших хакеров или на перерезание хуситами кабелей в Красном море, но глобальность проблемы не оставляет места для шуток. И ведь это еще не все опасности, в прошлом году произошла мощнейшая утечка данных, почему так происходит и какие еще угрозы поджидают в сети и саму сеть?
По одной из версий, интернет, как вселенная — постоянно расширяется, поэтому и происходят сбои, причем, в каждом конкретном случае своя история и делать общих выводов о проблемах всей сети не стоит, считают эксперты.
"Интернет растет, чем больше он становится, тем больше неприятностей. Сбои у крупных игроков — это одно, когда кабель поврежден — другая история. Наращивается история с заблокированными ресурсами, растет количество мошенников — в этом беда. Но сама по себе природа интернета обычная, никаких катастроф не наблюдается", — считает экс-советник президента России по развитию интернета Герман Клименко.
Растет и нагрузка на интернет за счет большого количества мобильных устройств. Периодически возникают проблемы с доступом к тому или иному ресурсу. Но не все так просто, хотя пока потери невелики.
"В целом угрозы растут, количество атак злоумышленников растет. Здесь нужно отметить, что проникновение интернета, тех же мессенджеров год от года растет, многие корпоративные взаимодействия происходят там, мы отмечаем рост атак, рост угроз тоже растет", — говорит директор центра мониторинга и противодействия киберугрозам IZ:SOC компании "Информзащита" Александр Матвеев.
Эксперт также оценивают вероятность отключения России от глобальной сети и она никогда не равна нулю. Как говорит Матвеев, с технической точки зрения такое возможно и есть подозрения, что последние сбои, о которых мы все слышали, были отчасти связаны с перенастройкой этого оборудования. Ресурсы и технологии для того, чтобы "выключить рубильник", есть, сказал эксперт.
"Такое оборудование технически существует. Если оно будет установлено в ключевых точках, которые отделяют нас от внешнего интернет-пространства, то в какой-то момент некий рубильник включить действительно можно. В том числе, есть подозрения, что некоторые последние сбои были связаны отчасти с перенастройкой этого оборудования. У России есть и ресурсы, и технологии для этого", — сказал Матвеев.
Зачатки "firewall" в России существуют, говорит и заместитель директора Аналитического центра УЦСБ Евгений Баклушин, на Китай мы уже посмотрели и многое у него переняли, единственное, да, отключить нас от глобального интернета можно, но какие будут последствия? "Глобализация продолжается, все страны друг с другом так или иначе связаны. Естественно, отключение такой огромной страны, как Россия, от глобального интернета будет иметь последствия, как для нас, так и для всего мира", — добавил он.
Но, в целом, как говорят эксперты, все это возможно и перед нами вполне реальный сценарий в будущем, когда весь интернет поделится на сегменты: будет сегмент БРИКС, сегмент Азии, России, США и так далее, говорит Баклушин.
Герман Клименко считает, что есть путь гораздо проще — убрать с DNS-сервера все домены, кроме ru и rf.
"И мы прекрасно останемся там, где хотим, — говорит экс-советник президента России по развитию интернета, — по крайней мере 99% пользователей справятся. А технически нет никаких проблем, как с той стороны закрыть нас, так и с нашей стороны закрыться. Начался этап децентрализации".
Главное, чтобы в таком случае у нас появилось и свое ПО, а то отключиться легко, но оборудование устаревает, программы не обновляются и суверенный интернет может превратиться в архаичный. Где, как на Острове невезения, "Telegram не грузится и висит видос".
Эксперты соглашаются, что в этом отношении есть над чем работать, и это мягко сказано, нам нужно в ускоренном режиме "догнать и перегнать" то, чем занимались на Западе десятилетиями и что мы покупали за условные нефтедоллары, беспечно не развиваясь самостоятельно. Пока мы отстаем, но есть много стартапов. И, как успокаивает Баклушин, нам не нужно "начинать все с начала", за нас основные разработки уже сделаны, и если создать не получится, то можно присвоить авторство, а дальше... Дальше делать лучшее из возможного и очень быстро.
"А потом мы пойдем по своему собственному пути развития, как отдельная ветка, в том числе и в области информационной безопасности", — говорит он.
Что касается утечек данных, то их, действительно, стало много — заметно больше, чем было ранее. Возможно, утечки данных ровно пропорциональны росту объема этих данных, но проблема, действительно, поражает воображение.
"У каждого инцидента есть имя и фамилия, — говорит Евгений Баклушин. — Нужно работать с людьми, работать с пользователями. А какие угрозы еще могут быть — это проблемы с финансовыми транзакциями".
Все дело в уровне пользователя, говорит Герман Клименко, по его словам, как был у многих пароль "1234", так и остался. Но надо смотреть источник утечки, уверен эксперт:
"Одно дело, когда ушла база данных "Яндекс.еды", а другое дело — данные Сбербанка. Есть серьезная проблематика, но мне кажется, что она объясняется ростом данных и неграмотностью наших граждан, все. Сейчас, возможно, добавляется фактор неоперативной замены техники из-за санкций и неоперативного обновления программного обеспечения. Это неприятно, но не так, как это было во времена кабельного интернета, тогда сбои были постоянными, данные тоже уходили постоянно, пока не научились хранить их в зашифрованном виде".
Что касается информационной безопасности, то есть тип атак, который строится именно на выложенных в открытом доступе данных — но на первом этапе. Так называемая социальная инженерия в действии. В связи с ростом социальных сетей многие граждане самостоятельно размещают свои персональные данные в открытом доступе и фактически это даже не утечка, говорит Евгений Баклушин.
* входит в Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ