Аналитика


Константин Семин: Не стоит верить в то, что "Трамп придет — порядок наведет" и закончит конфликт на Украине парой звонков
Экспертное мнение | В России

Украина не получит финансирование США в случае переизбрания Трампа, рассказал премьер Венгрии. По его словам, у Трампа есть достаточно подробные планы решения конфликта. И я думаю, что это связано с тем, как идет предвыборная кампания в США. И все, что будут произносить ее участники, то есть два соревнующихся старца, нужно делить на 2024.

Выборный год накладывает отпечаток, сейчас Байден направил следующий бюджет в Конгресс. В бюджете — это широко рекламируется в СМИ — облегчение жизни для студентов, отмена долгов по учебным кредитам, бесплатные детские сады, широчайшая поддержка населения, но ежу понятно и всем наблюдателям ясно, что ничего этого принято не будет, Конгресс это не пропустит. Тем не менее, обещание сделано. Точно такие же громкие слова произносит и Трамп, грозится прекратить на Украине конфликт по щелчку пальцев, быстро всех обзвонить и договориться, главное — какой за этим скрывается посыл? Вот, мол, Байден — старый, выживший из ума, не умеет общаться, а мне достаточно личных контактов, связей, чтобы быстренько все починить. "Трамп придет — порядок наведет".

Мы понимаем, что у происходящих событий не личностная природа. Хотя нам по телевизору рассказывают, что дело исключительно и в первую очередь в выжившем из ума старике Байдене, но мы понимаем, что то, что на Украине происходит на протяжении более двух лет — это следствие борьбы между крупнейшими конкурентами из числа империалистических держав [США и КНР]. Они делят рынки, ресурсы, и до тех пор, пока причины этой конкуренции не устранены, она не прекратится. То же самое происходит в других регионах планеты: на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке. И там тоже недостаточно какого-нибудь хорошего президента, который наберет правильному человеку по телефону и попытается все уладить. Это невозможно уладить.

Я еще раз вернусь к байденовскому проекту бюджета, в нем запланировано существенное, радикальное повышение расходов на переоснащение вооруженных сил, нужно понимать, что на этапе развитого, монополистического капитализма, переросшего в империализм, государство сливается с корпорациями. Государство начинает принадлежать корпорациям, наиболее ярким, красноречивым примером того, как это бывает, является бюджет Пентагона. Это крупнейшее государственное учреждение в мире, тем не менее, за этим зонтиком скрываются интересы крупнейших в мире оборонно-промышленных концернов.

И в этом бюджете, анонсированном в понедельник Байденом, предусмотрено резкое увеличение расходов абсолютно на все — от довольствия военнослужащим до ядерного перевооружения. И эти планы есть настоящая суть политики, потому что государственное учреждение Пентагон обслуживает интересы корпораций. И корпорации не отступятся от своих планов, а Пентагон не изменит свои военные стратегии, поэтому, каким бы хорошим человеком ни был Трамп, каких бы традиционных ценностей он ни придерживался, как бы здорово его не подталкивал в нужную сторону Орбан, ничего в этом смысле измениться не может.

Единственный зиг-заг, кульбит, который можно было бы допустить, и об этом разные эксперты в буржуинских изданиях тоже размышляют, в том числе сегодня, это то, что Трамп уже пробовал сделать после 2016 года — завлечь в свои объятья Россию с условием, что она примет участие в разрешении главной для американских корпораций и американского ВПК проблемы — проблемы сдерживания или подавления Китая.

Но если посмотреть на другие направления внешней политики, то мы увидим, что в целом, несмотря на обменивающихся инвективами и резкими высказываниями кандидатов, несмотря на их позицию, в целом в Белом доме наблюдается преемственность между демократическими и республиканскими администрациями по ключевым вопросам. В частности, бросок на китайском направлении был сделан при Обаме, продолжен при Трампе, продолжен Байденом и будет продолжен кем угодно — Байденом, Трампом, личность не имеет значения, она вторична. Первичны классовые интересы.

И кровопролитие, и военные расходы, и даже угроза ядерной войны никогда не останавливали и не остановят эти силы, но это лишь одна сторона медали, а с обратной стороны всегда будут вестись закулисные переговоры. Мы это видим и на близких нам примерах разнообразных "зерновых сделок", транзита газа, поставок урана, импорта медикаментов, комплектующих к сложным машинам и оборудованию. Поэтому торговля, безусловно, вестись будет, кто бы ни победил, и разные варианты будут рассматриваться. Но для них обоих — и для Байдена, и для Трампа — ключевым вопросом является все-таки Китай, а не Украина.

И в то же время, Украина — это та ситуация, из которой американский ВПК и американский империализм не могут выползти со спущенным флагом. Это то, что политтехнологи называют "игра с нулевой суммой". Ни одна сторона не может сделать шаг назад и точно так же противоположная группа, объединенная вокруг Китая, не может ни пяди земли, ни пяди своих интересов уступить. Это и есть суть империалистической конкуренции. Поэтому переговоры возможны, но радикальных перемен, я думаю, ждать не стоит.

Если так называемому коллективному Западу наступят на хвост на одном направлении, то непременно пострадает и другое. Поэтому и Южная Корея, и Япония, страны входящие в AUKUS, и Индия теперь уже, так как обостряется обстановка на китайско-индийской границе, в Тибете — все вынуждены во всем этом участвовать и участвуют довольно давно. Заинтересованы также и с противоположной стороны — Иран, Северная Корея и так далее. Это и есть та самая пресловутая империалистическая конкуренция, в которой нет уже четкой границы между одним театром военных действий и другим, они все смыкаются в единый театр, примерно так, как это происходило в 1914 году.

Что касается того, поддержат ли Трампа на выборах люди и есть ли реальная усталость в США от Украины, то где же этой усталости нет? И в Европе есть, социологические опросы в Германии показывают, что 60% немцев не хотели бы еще больше увязнуть в этой истории. Но кого и когда общественное мнение интересовало?

В любом случае, классовое сознание и в США, и в европейских так называемых демократиях спит мертвым сном. Скорее, пока, по крайней мере, американский обыватель, даже американский рабочий будет ассоциировать себя с работодателем, чем со всеми остальными рабочими. И если его работодатель — это концерн, производящий оружие в обстановке экономического кризиса, а это единственная отрасль, повышающая зарплаты и обеспечивающая занятость, то, конечно, можно потрепаться на кухне об усталости, но главное, чтобы платили.

В любом случае, от Америки это все очень и очень далеко. США на протяжении десятилетий живет в состоянии перманентной войны, где-то какие-то диктаторы возмущаются и их за это бомбят, приходят продемократические власти, люди к этому привыкли и, я уверен, многие из них, несмотря на массированную информационную бомбардировку, до сих пор не в состоянии найти Украину на карте. Да и Россию тоже. Я не думаю, что можно уповать на общественное мнение, массовое сознание [в США], оно пребывает в том же летаргическом сне.

Политический обозреватель Константин Семин для Накануне.RU