Аналитика


Грядет технологический прорыв? Больше половины российских школьников боятся математики
Образование | В России

53% российских школьников 5-11 классов боятся математики. Это показало исследование, проведенное Российской академией образования (РАО). Чувство боязни и тревоги мешает им вникать в суть математических задач и оперировать числами.

В исследовании приняли участие 6426 школьников 5-11 классов из 7 федеральных округов. Выяснилось также, что 25% боятся математики очень сильно, причем различие по полу проявляется слабо (среди девочек — 27%, у мальчиков — 22%). А 8% вообще требуется особое внимание, настолько силен у них страх математикой.

Академик РАО Сергей Малых, под руководством которого проходило исследование, отмечает, что в современном обществе возрастает роль математических знаний. Математические навыки являются одними из главных, их низкий уровень в начале предопределяет низкую успеваемость по математике в будущем. То есть наверстать упущенное в младшей школе в математике очень сложно. И нужно выявить факторы, которые снижают успеваемость школьников по математике.

Боязнь математики приводит к тому, что выпускники избегают выбирать технические дисциплины и профессии. Это ведет к постоянному снижению количества выпускников школ, которые сдают профильную математику на ЕГЭ и могут поступить на технические специальности. Так, в 2023 году его сдавали 282 тыс. выпускников. Для сравнения, в 2019 году профильную математику сдавали 367 тыс.

Первый зампред комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов считает, что надо бояться не предметов, а учителей.

"Это повод задуматься о качестве подготовки педагогических кадров и о том, кто идет в педвузы", — сказал он "КП".

Ранее президент РАО и экс-министр просвещения Ольга Васильева сказала, что каждый пятый ученик начальных классов не желает заниматься математикой. А в средней школе это процент еще выше. Без математики нельзя подготовить инженеров, а без инженеров невозможен технологический прорыв.

Школа №34 в посёлке Рудный(2023)|Фото: Накануне.RU

В 2019 году группа исследователей электронной базы олимпиад "Знаника" провела масштабное исследование уровня знаний школьников по математике. И результаты показали, что 50% не усваивают школьную программу. К тому моменту, когда школьники должны свободно владеть навыками сложения, вычитания, умножения и деления, они испытывают трудности с выполнением этих простейших арифметических действий. Две трети школьников не могут это безошибочно делать. А 75% девятиклассников допускают ошибки в простых системах двух уравнений.

Эксперты сделали вывод, что это более объективный результат, чем результаты ЕГЭ, повторяющегося год от года и средние баллы по которому ничего не говорят. То есть половина школьников ничего не смыслят в математике. При этом вину отчасти возложили на родителей, которые серьезно не занимаются со своими детьми математикой, а потом ищут репетиторов. Также причина в методиках.

К непониманию математики могут приводить и современные учебники, которые не выдерживают никакой критики. А "цифровая образовательная среда" должна еще больше снизить уровень знаний по математике. На это обращает внимание специалист в области искусственного интеллекта, член Совета по правам человека при президенте РФ, президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов.

Он считает, что "та информатика, которой сейчас учат в школе, — это умение нажимать на кнопки", а сама цифровизация в образовании — это пользование бытовой техникой, каковой является смартфон. Математику же и информатику в школе нормально не учат, потому что для этого нужен серьезный подход, а не просто закупка компьютеров.

Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, лидер движения "Родная школа" и популяризатор математики Алексей Савватеев считает, что власти знают о реальном математическом уровне школьников. Но вместо решения проблемы делают вид, что все хорошо, давая одни и те же задания на ЕГЭ, чтобы баллы не снижались. Они попадают в отчеты и создают благостную картину, в то время как в образовании, в том числе математическом, катастрофа.

Недавно президент РФ Владимир Путин признал, что в стране уменьшается количество учителей математики, физики, информатики. Министр просвещения Сергей Кравцов заверил, что все в порядке и "ситуация уже меняется". Такие заявления звучат уже много лет.



Евгений Чернышёв