На фоне атак на НПЗ "ЛУКОЙЛа" в Нижнем Новгороде вчера и НПЗ "Роснефти" в Рязани сегодня на бирже оптовая стоимость бензина выросла на 1,3-1,4%. Бензин Аи-92 подорожал на бирже на 1,37%, до 47 559 руб. за тонну, стоимость Аи-95 поднялась на 1,32%, до 59 453 руб. за тонну, подорожало и дизельное топливо. И это при том, что в предыдущие дни биржевые цены снижались на 2,9% Аи-92 и на 1,5% Аи-95. Как отразятся атаки дронов на розничную цену бензина в России и почему НПЗ до сих пор не защищены от подобных инцидентов — разбиралось Накануне.RU.
12 марта на объект топливно-энергетического НПЗ "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (НОРСИ) была совершена атака беспилотников, а это второй по величине производитель автобензинов в РФ, в последние годы завод в среднем производит 4,5 млн т автобензинов, или почти 10% от объёма производства в стране (44 млн т в 2023-м). Предположительно, могла быть повреждена установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6.
"Удар по заводу усиливает риски для рынка автобензинов, который и так пострадал после аварии на одной из установок каталитического крекинга на том же Нижегородском НПЗ в начале года, — пишет телеграм-канал "Нефтегазохимия. Аналитика". — В случае полной остановки НПЗ возможен локальный дефицит автобензина в центральном регионе. Еще более важный фактор — быстрота реакции Минэнерго. Механизмы недопущения резкого роста цен отработаны".
13 марта на территории Рязанского нефтеперерабатывающего завода упали три беспилотных летательных аппарата, площадь пожара на НПЗ составила 100 кв метров, по информации из открытых источников горела установка блока теплообменника. Как пишет "Коммерсант", атака привела к пожару на двух установках первичной переработки нефти, на которые приходится 70% мощности завода. Степень повреждений неясна. Этот НПЗ — один из крупнейших в центральной России. На него приходится 5% российской нефтепереработки, 6% выпуска бензина и 4% выпуска дизтоплива.
Если восстановление займет длительное время, "Роснефти" придется искать способ загрузки НПЗ сырьем с других заводов, чтобы сохранить объем выпуска светлых нефтепродуктов. Однако перераспределение потоков топлива в России уже создало логистические проблемы: сейчас на рынке есть нехватка цистерн для нефтепродуктов, а их перевозки замедлились.
На этом фоне уже был отмечен рост цен на бензин на бирже. Возникает законный вопрос — что будет с розничной ценой на бензин, может быть, подорожает или пропадает в отдельных регионах? Но, как говорит в беседе с Накануне.RU экономист Михаил Делягин, розничная цена с оптовой в условиях российского регулирования связана крайне слабо, и у нас были примеры, когда розничная цена бывала даже периодически ниже оптовой.
"Здесь, я думаю, конечно, очень унизительно и это бьет по нервам, это дезорганизует производства, но макроэкономическая ситуация меняется не быстро. При этом руководство у нас гордится, что мы надежно и бесперебойно обеспечиваем поставки сырья в конечном итоге тем, кто нас убивает. Мы эту гордость слышим почти каждый день. Потому что когда крупнейшим поставщиком газа Испании становится Россия, мы сразу вспоминаем, что Испания поставляет фашистам, чтобы убивать наших солдат и офицеров. Можно еще вспомнить про транзит газа по территории Украины. Дело в том, что нас нет статьи в Уголовном кодексе — торговля с врагом, и я подозреваю, что некоторых за это даже награждают. Кто там максимально нарастил поставки урана США? Камбоджа или все-таки Россия?" — говорит Делягин.
Да, нефть мы продолжаем продавать, но, как напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, что для таких случаев уже применены меры — правительство ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта: "Это тоже такой дополнительный фактор стабильности. Поэтому я не вижу каких-то проблем и на оптовой бирже, она отреагировала, конечно, но не то чтобы каким-то безумным ростом. А розница все равно живет по своим законам. По сути, она живет по законам роста не выше инфляции, это такая аксиома, которая соблюдается из года в год. Считайте, некоторая тарификация определенная, в случае чего Правительство начинает применять грозные меры вплоть до ограничения экспорта и так далее".
Как говорит эксперт, ощутимые последствия для рынка могут возникнуть, только если будут проблемы с переработкой, пока же переработка продолжается и потому последствий нет. Меры по ограничению экспорта бензина, правда, Правительство ввело заранее, чтобы не было проблем на рынке, связанных с началом посевной кампании. Но и подобные риски, связанные с террористической угрозой, видимо, рассматривались. Ведь активно бьют дронами по топливной инфраструктуре РФ уже не первый год (а второй), а надежные средства защиты от беспилотников на НПЗ и топливные хранилища так не установлены. Уже были удары и в Ростовской области на Новошахтинском НПЗ, в Краснодарском крае из-за падения четырех беспилотников загорелся резервуар Ильского НПЗ.
Почему же до сих пор от подобных инцидентов не защищены настолько важные объекты? Не говоря уже о том, что взрыв и пожар в резервуарах с топливом — это всегда очень эффектный акт агрессии, а также не требует много затрат, исполняют подобное очень примитивные беспилотники. Что делать и как предупредить в будущем? Ранее правительство рекомендовало российским компаниям закупать системы противовоздушной обороны для борьбы с дронами, поскольку средства Минобороны "сосредоточены на прикрытии важных государственных и военных объектов". Защита регионов отдана на откуп регионам, но губернаторы не имеют военного образования и в итоге важные объекты должны защищать себя сами. Не очень-то получается?
Военный эксперт Владимир Орлов в беседе с Накануне.RU из нефтяного сектора выступают в роли испуганных патриотов, они переживают, терпят убытки, но эти компании боятся прикоснуться к нашему ВПК, потому что боятся вторичных санкций.
"А что касается беспилотников и почему они долетают — американцы создали широкомасштабную систему разведки, которая позволяет им в должной мере проводить оценку размещения и применения наших ПВО по всей территории нашего государства, ибо из космоса видно все достаточно хорошо. Они оперативно передают эти данные киевскому режиму, чтобы они уже планировали запуски ударных беспилотников, понимая, как им прокладывать маршрут, чтобы обойти районные позиции РЭБ", — говорит Орлов.
Что в таких условиях делать нефтегазовым компаниям? Эксперт считает, что нужно найти подрядчиков, если они не хотят себя афиллировать с ВПК, чтобы обеспечивать защиту стратегически-важным для экономики страны предприятиям. А если компании не смогут сделать то, что должны, то по ним будут приниматься корректирующие решения в части собственности, считает Орлов.
"Если они не хотят заботиться о своей инфраструктуре внутри России, видимо, об этом придется позаботиться кому-то другому. Но не все нефтебазы принадлежат крупным собственникам, которые имеют достаточно ресурсов, чтобы обратиться в компанию "Алмаз-Антей" и попросить там систему ПВО. Многие нефтебазы — региональный средний бизнес низшего порядка. У них просто нет возможности обеспечить защиту объектов, тут надо правительству посмотреть, как помочь таким мелким компаниям", — заключает Владимир Орлов.