Аналитика


Учителя продолжают строчить бессмысленные отчеты
Образование | В России

Бюрократический абсурд в школах и вузах продолжается. Об этом рассказала в Совете Федерации председатель комитета по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова на круглом столе, посвященном снижению бюрократической нагрузки в системе образования.

В то время как учитель должен отдавать все силы воспитанию и обучению детей, не отвлекаясь на заполнение бюрократической отчетности, учителя постоянно жалуются на нехватку времени для выполнения своих прямых обязанностей. Вместо этого они вынуждены строчить бесконечные отчеты. Более того, электронные документы часто дублируются на бумаге, хотя такого быть не должно. Дополнительный перечень документов можно утвердить на уровне региона только по согласованию с Минпросвещения.

Гумерова и глава Рособрнадзора Анзор Музаев рассказали, что в шести регионах проводится эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов. Конкретных результатов пока нет, работа продолжается.

В конце прошлого года советник Музаева Наталья Алтыникова признала, что образовательные организации задыхаются под гнетом различных бумаг, отчетов и мониторингов. Создана и работает межведомственная рабочая группа, которая ищет пути, как снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Пока безуспешно. Ранее она пообещала, что "с 1 марта 2024 года произойдет отсечка всего лишнего на всех уровнях образования".

В 2022 году в школах уже будто бы снизили бюрократическую нагрузку, оставив только пять обязательных документов: рабочую программу учебного предмета, журнал учета успеваемости, журнал внеурочной деятельности, план воспитательной работы и характеристику на обучающегося (по запросу). Однако первые четыре документа нужно умножать на количество классов и предметов.

Например, если учитель ведет физику в 7-11 классах, то ему нужно подготовить пять рабочих программ — для каждого класса. Если же учитель ведет в пяти классах русский язык и литературу, то нужно готовить десять таких документов. То же самое касается журнала учета успеваемости, внеурочной деятельности и плана воспитательной работы. Также заполняются отчеты об исполнении каждого вида работы. Поэтому по факту на педагоге по-прежнему может "висеть" не один десяток документов.

К тому же, в декабре 2022 года мониторинг Общественного совета при Рособрнадзоре показал, что 60% учителей по-прежнему заполняют документы, которых нет в перечне пяти обязательных, утвержденном Минпросвещения.



Евгений Чернышёв