Несмотря на то, что многие европейские, японские и корейские автомобильные бренды официально ушли из России, их продукция продолжает лидировать на отечественном авторынке, причем не только в сегменте "автомобили с пробегом", отмечают эксперты премии "Автомобиль года в России". Это связано с существованием и теневого сегмента, и параллельного импорта.
В официальном сегменте все захвачено китайским автопромом и "АвтоВАЗом". В сегменте подержанных машин спрос велик на "ушедшие" из Росси бренды вроде Kia и Toyota.
При этом руководитель национальной премии "Автомобиль года в России" Владимир Безукладников считает, что все-таки сейчас на российском рынке — время китайских машин:
"Пока что работает формула доверия, когда автопроизводитель смело заявляет о гарантии в 5-7 лет, но проверить это еще нельзя. Битва за клиента развернется на этапе поставок комплектующих и обеспечения сервисного обслуживания".
Эксперт говорит, что новый рынок сформируется за 3-5 лет, тогда как предыдущая модель складывалась два десятилетия.
"Серьезный процент предпочтений до сих пор остается за автомобилями, которые уже пару лет официально в России не присутствуют, мы не можем не считаться с этим фактором. Рынок до сих пор носит явно смешанный характер, хотя и идет в сторону официального", — говорит Безукладников.
Изменилось в России и само отношение к автомобилям. Так, при составлении рейтинга самых востребованных авто выяснилось, что каждый второй автомобилист теперь использует машину как основной транспорт для путешествий по России. Это накладывает свой след на предпочтения: на первый план выходят кроссоверы, седаны теряют долю рынка.
По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, доля седанов на рынке новых автомобилей составляет 24% и продолжает снижаться, доля кроссоверов — 23%, и она растет. В целом у кроссоверов на автомобильном рынке сейчас доля в 65%.
Всего в прошлом году россияне купили чуть больше 1 млн новых автомобилей. Это был год взлета китайских брендов — они занимают уже половину рынка и тренд имеет склонность к росту. В массовом сегменте доля китайцев 45%, в премиальном — 70%, хотя и сам премиум-сегмент занимает лишь 10% от всех продаж новых авто.
"Рынок автомобилей с пробегом варится в собственном соку", — отмечает Моржаретто. В 2023 году было продано 5,87 млн подержанных машин, хотя к 2022-му году это рост в 17%, в целом это меньше, чем в предыдущие годы.
Также есть признаки замедления рынка, поскольку на него нет поступлений из-за границы.