По сообщениям военкоров, по энергосистеме Украины нанесён очередной, крупнейший за последнее время удар. Кадры с горящим машинным залом ДнепроГЭС облетели интернет. Военный обозреватель Юрий Подоляка отмечает: "Для того, чтобы ГЭС перестала быть именно ГЭС, плотину уничтожать не надо...".
Гражданское население понесёт определённые трудности в связи с нехваткой подачи электроэнергии, которая, вероятно, опять будет осуществляться по расписанию какое-то время в отдельных регионах страны. Также произошедшее скажется и на военной промышленности, и на доходах украинских олигархов. Последствия удара про ДнепроГЭС для Накануне.RU оценили эксперты.
Военный эксперт Владислав Шурыгин отмечает, что это "вынос" энергетической инфраструктуры:
— После того, как ВСУ начали бить неизбирательно по нашим городам, мы занялись выносом их энергетики. И, соответственно, теперь, что называется, Украина на своей шкуре узнает, что такое работа по тому, по чему не надо работать. Вопрос причины и следствия. Они последние три недели абсолютно неизбирательно бьют по нашим мирным городам — мы же вернулись к тактике обнуления их энергетики, от которой страдать будет, естественно, в этом случае вся Украина: и промышленность, и население, и все, кто угодно. По крайней мере, можно ожидать, что мы будем дальше обнулять их энергетику.
Ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что нужно будет дождаться оценок, что конкретно там пострадало, потому что там есть ДнепроГЭС-1 и ДнепроГЭС-2:
— И сейчас, скорее всего, речь идёт именно о том, что пострадала ДнепроГЭС-2, и в этом плане Украина скорее потеряет возможность балансировать свою энергосистему на части территории, то есть это не позволит им нормализовать работу, где-то перекинуть объёмы электроэнергии в другие регионы, там, где тоже был произведён удар, поэтому это важно рассматривать в комплексе всего удара, потому что били ещё и по другим электростанциям и в Харькове, и в ряде других регионов.
Поэтому пока, наверное, говорить о полном каком-то блэкауте ещё рано, но, тем не менее, возможности для маневрирования украинской энергосистемы существенно снизились. То есть теперь они будут вводить скорее жёсткие графики подачи электроэнергии разным потребителям в разных регионах. Подобная практика у них уже была, когда Россия ещё в 2022 году наносила активные удары, но потом, так как мы прекратили это делать, Украина смогла часть объектов восстановить и в итоге отказаться от графика подачи электроэнергии.
Я думаю, что восстановить работу ДнепроГЭС в полной мере даже в среднесрочной перспективе не удастся, судя по тем кадрам, которые мы видели, что машинный зал разрушен. То есть, условно говоря, если разрушение затронет все турбины, которые есть в машинном зале, то это то же самое, что у нас, наверное, Шушинская ГЭС: там тоже турбины были повреждены во время аварии. Несколько лет их чинили, и это в спокойном состоянии, при экономических возможностях всё спокойно установить и так далее. Здесь же, я думаю, что, по крайней мере, этот объект выйдет надолго.
Предыдущие волны российских атак в основном были не по электростанциям даже, а по сетевому хозяйству, по трансформаторам, подстанциям и так далее, чтобы электроэнергия с электростанции не могла выйти. Вот ударов по объектам генерации не так много, на самом деле, было, потому что, как правило, это здания большие, там бетон, его пробить сложно. Сейчас же мы видим, что это один из немногих таких крупных, удачных ударов по именно объекту генерации, объекту выработки электроэнергии, поэтому он, я думаю, скажется довольно сильно на украинской энергосистеме.
Эксперт в сфере промышленности Леонид Хазанов отмечает, что целью удара была именно промышленность, ведь эти удары могли быть нанесены и зимой, в отопительный сезон, когда они могли причинить гораздо больше вреда для энергетической инфраструктуры, но тогда этого не было сделано:
— Это удар по промышленным предприятиям, по выбиванию из действия тех заводов, фабрик и так далее, которые работают на оборонку, а металлургические предприятия, они всегда с оборонкой связаны, поэтому, если металлургические заводы будут останавливаться, или хотя бы снизят загрузку, то это придёт к уменьшению выпуска продукции, снижению объёмов продаж. Соответственно, и доходы украинских олигархов, которые помогают Зеленскому, тоже сократятся. Потому что там все по цепочке пойдёт, ну и, соответственно, начнутся сбои в поставках металлов для военных предприятий со всеми вытекающими последствиями.
Вывод из строя ДнепроГЭС может привести к обесточиванию, перебоям с подачей электроэнергии в город Днепропетровск и перебоям подачи для окружающих промышленных предприятий, находящихся в зоне действия ДнепроГЭС. Это подача на металлургические предприятия, в частности, на Запорожсталь однозначно. Я допускаю, что подачи может не быть на Никопольский завод ферросплавов и те немногие металлургические предприятия, которые ещё находятся на Украине.
Я пока сомневаюсь, что там быстро получится восстановить работу этих промышленных предприятий. Какие-то объёмы украинские энергетики передадут по сетям, но вы же понимаете, что удар наносится не только по ДнепроГЭС, но и по другим электростанциям. Поэтому я допускаю, что сейчас и местным городам, и посёлкам, и промышленным предприятиям придётся посидеть без света.