Аналитика


В забетонированной, чернушной культурной среде не появятся ни новый Шукшин, ни новый Шолохов
Общество | В России

Для меня социальная справедливость — это когда люди, приносящие большую пользу обществу, имеют больше привилегий и возможностей. И, конечно, в этом плане социальной справедливости у нас сегодня не существует, и даже наоборот, складывается противоположная ситуация социальной несправедливости, или "справедливости" по капитализму.

Естественным следствием из этого явления становится всеобъемлющая сегрегация. Она в сфере культуры тоже есть, когда положение того или иного деятеля основывается отнюдь не на таланте и вкладе в общее дело. Сейчас есть четкое разделение на немногочисленную привилегированную группу, называющую себя творческой элитой, и на всех остальных работников творческих профессий, не имеющих доступа к государственному финансированию. Например, в киноиндустрии у нас всего несколько крупных компаний, которым все эти миллиарды и выделяются. И никакие социальные лифты там не существуют. Неважно, какой у тебя уровень образования, культуры, профессионализма, компетенции, таланта, неважно, какую пользу обществу ты приносишь — если ты не принадлежишь к той или иной финансово-промышленной группе, то ты в этот избранный круг не попадаешь.

Поэтому сегодня не может быть ни Шукшина, ни Шолохова. И вот эту сегрегацию в культуре очень хорошо видно по участникам "голой вечеринки". Народ их осудил, рублем не голосует, на концерты не приходит, но при этом их место все равно никто занять не может. Новых не пускают. Забетонированный вход, и, конечно, отсюда получаем отсутствие высокохудожественных произведений, новых песен, фильмов, спектаклей.

Такая система "бетона" не способствует развитию культуры, искусства, не обогащает ни духовно, ни нравственно, а приводит исключительно к деградации нации. Я это очень хорошо вижу по конкурсной программе фильмов, которые сейчас отсматриваю как академик Российской академии кинематографических искусств. Эти фильмы идут на соискание премии НИКА — национальной кинематографической премии. Главные персонажи там — это зачастую проститутки, наркоманы, сектанты, суицидники.

Есть фильм про педофила — отчима-педофила и 14-летнюю девочку. Или вот, например, фильм "Панические атаки". Молодая девушка живет в поселке Никель на границе с Норвегией. И для того, чтобы осуществить свою заветную мечту, уехать "из этой страны" и остаться за границей, она убивает пятерых норвежцев и остается в Норвегии в тюрьме. Замечательно там тюрьма показана, вся в светлых тонах, ее там кормят ее любимой пиццей, она слушает свою любимую музыку в наушниках, лежа на постели, заправленной белоснежным бельем. Она уже выучила английский язык, потому что тюрьма интернациональная, то есть человек развивается, в отличие от глухой, темной по картинке дыры в поселке Никель, где остались ее семья, ее друзья, и остались они без работы, потому что единственный комбинат в поселке Никель закрывается. Фильм, на минуточку, профинансирован Минкультом.

Приведу еще один пример, так сказать, про "высокие цели"... Вот сюжеты, которые вдохновляют и волнуют наших кинематографистов сегодня. Фильм называется "Год рождения". И там главный герой, молодой парень, осуществляет свою заветную мечту, подражая своему кумиру, лидеру панк-рок-группы из 90-х. И он точно так же, как его кумир, отрезает себе голову бензопилой на выступлении. И потом эта отрезанная голова говорит его жене, молодой девушке, беременной — ну, Год семьи же, — мол, просто надо мечтать, а иначе ты сдохнешь в этом Металлогорске — это еще одна глухая, темная дыра в России. Тоже профинансировано Минкультом. Всего 98 фильмов, рассказывать — не перерассказывать...

Эти деятели от культуры за этим "бетоном" неспособны создать что-то новое, сравнимое с талантом советского прошлого. И поэтому многие из них сейчас перепевают песни советские, переснимают фильмы советские, используют музыку советскую, мультфильмы советские. И даже сегодня уже начинают использовать цифровые копии известных умерших, но любимых советских актеров. И я знаю это не понаслышке, потому что на меня тоже выходили, мне предлагали деньги за разрешение создать такую цифровую копию моего отца, Василия Макаровича Шукшина. Я отказалась.

И вот читаю новость, что будет фильм, где в одной из главных ролей будет сниматься Юрий Никулин, то есть его цифровая копия. Ну, то есть родственники разрешение дали? Для меня это вопрос принципиальный, потому что я считаю, что эксплуатация образа известного человека в целях донесения какого-то чужого, а то и чуждого по ценностям содержания, это безнравственно.

Скажу еще об одном аспекте цифровизации культуры, который усугубляет сегрегацию. Искусственный интеллект уже сегодня, вы знаете, пишет песни, музыку, статьи, сценарии, картины, уже, как я сказала, играет вместо актеров, выбирает актеров на роли, преподает школьникам, студентам. Это все фактически уничтожает и выкидывает за черту бедности миллионы представителей творческой профессии. И, конечно, я считаю, что государству необходимо срочно брать цифровизацию культуры под свой жесткий контроль. И вообще, основным критерием оценки деятельности творческих личностей, творческих коллективов должен быть не финансовый показатель, не количество денег, а конкретный вклад и польза для духовно-нравственного развития страны.

Все это можно реализовать только при национализации культуры и телевидения. У нас подобный успешный опыт был в истории. Помните период троцкистского НЭПа, когда гнали чернуху, развлекуху, русофобию, оплевывали русских, Россию прежних времен? Вот это было. Культура находилась в таком же угнетенном состоянии. А в конце 20-х — начале 30-х годов, благодаря политической воле Сталина и товарищей, эту ситуацию изменить удалось и культура стала работать на пользу общества и государства, а не на извлечение прибыли.

Заслуженная артистка России Мария Шукшина на Московском экономическом форуме