После теракта в "Крокусе" перед российскими властями в очередной раз встала проблема не только контроля и безопасности в целом, но и в полный рост встал вопрос мигрантов, правил их пребывания, опять же, контроля их нахождения на территории РФ. В это время власти Турции уже заявили, что все граждане Таджикистана должны покинуть страну до 20 апреля, иначе будут депортированы принудительно и со штрафами, также Анкара возвращает визовый режим с Таджикистаном. Дело в том, что в Турции после теракта в "Крокусе" прошли масштабные задержания подозреваемых в связях с запрещенным ИГ. Россия на такие меры, как введение визового режима, идти, судя по всему, не готова, более того, уже порядка 170 тыс. выходцев из Таджикистана получают российское гражданство ежегодно. В чем причины этого и какие планируются ответы на миграционную угрозу? Подробности — в материале Накануне.RU.
Президент Владимир Путин поручил разработать систему дополнительных профилактических мер по борьбе с незаконной миграцией — так, в стране может появиться и новое ведомство по вопросам миграционной политики и межанциональных отношений. Предполагается, что это может быть как министерство, так и федеральное агентство с широкими полномочиями, которое будет подчиняться напрямую главе государства.
Казалось бы, уже есть Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), которому можно было бы и перепоручить эту работу, но, как объясняет председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, вопросы миграционной политики курируются множеством других институтов, поэтому и нужно сконцентрировать все полномочия в одном месте.
"Новое ведомство понадобилось, потому что этими вопросами занимаются и МВД, и ФАДН, и Россотрудничество, и Министерство иностранных дел, и несколько межведомственных комиссий — вся эта неразбериха по разным министерствам и ведомствам не добавляет никакой организационной работы. Если сосредоточить работу в одном ведомстве, то будет, как мне кажется, больше пользы", — пояснил депутат в беседе с Накануне.RU.
Ожидается также, что в стране могут ввести систему оргнабора мигрантов вместо раздачи патентов, но патенты пользуются куда большим спросом, чем оргнабор, так как для работодателей это выгоднее — им меньше приходится отвечать перед трудовыми мигрантами по множеству вопросов и задач. Сейчас оргнабор параллельно с патентами введен для Таджикистана и Узбекистана, но, судя по статистике, он не то чтобы не пользуется особой популярностью, а, скорее, не используется вовсе.
По словам Леонида Калашникова, оргнабор не работает из-за наших так называемых бизнесменов, кто причастен к миграции и системе безвизового режима — им оказалось выгоднее привлекать рабочих с рынка:
"Именно наши бизнесмены пошли на то, чтобы заключать такие соглашения, подбирать специалистов, им легче было взять здесь посредников, мигрантов, недоплачивать им за общежитие, не отвечать за то, чтобы их депортировать, если они нарушили закон. Когда мне сказали, что вот мы сейчас будем эту новую систему вводить, сохраняя патентную систему, то сразу стало ясно, что это невозможно — тогда надо сделать одну из этих систем более выгодной. Полностью отменить патентную систему, перейти на оргнабор — а что тогда делать с безвизовым режимом?"
Среди других обсуждаемых мер — сокращение правила "90/180" до "90/360", то есть того времени, какое мигрант может находиться в стране. Иными словами, сейчас правило подразумевает возможность два раза по 90 дней находиться на территории РФ, а правило "90/360" сокращает въезд до 90 дней на весь год. Но и это, во-первых, не защищает от произошедшего в "Крокусе" — человек въехал и 90 дней мог сидеть без дела, а во-вторых, что делать с их семьями?
"Гуманитарная часть проблемы не исчезла: есть классы в школах, где на русском языке половина не говорит — как их обучать? А ведь по нашим законам мы обязаны их обучать. Если приводить пример стран, где есть оргнабор, они отработали год-два и уехали — а как быть, если у них семья? В общем, проблем очень много, это одни из тех, которые находятся на поверхности", — поясняет Леонид Калашников.
Сейчас на территории РФ, по разным данным, находится несколько миллионов нелегальных мигрантов. Так, профессор Высшей школы современных социальных наук МГУ (ВШССН), доктор экономических наук Александр Гребенюк рассказал на МЭФ-2024, что в России находятся минимум 2 млн нелегальных мигрантов, это ведет к неуплате налогов в огромном количестве. Рынок сопутствующих нелегальных услуг тоже огромный. Согласно моделям ВШССН, в РФ находится минимум 1 млн мигрантов, которые практически не говорят на русском языке, но имеют сертификаты.
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в беседе с Накануне.RU указывает на то, что никому точно неизвестно, сколько нелегалов сейчас в России — их может быть и 8-10 млн человек. Все это тянется с 90-х, и главная причина, с точки зрения эксперта, — банальное нежелание навести порядок.
"С одной стороны, все-таки возникает вопрос — а зачем ликвидировали ФМС в 2016 году? Если сейчас собираются открывать новую службу, ведомство — хорошо, а зачем тогда ликвидировали? Вопрос, по большому счету, с другой стороны — не в службе и не в отдельном ведомстве, хотя это, я думаю, не помешало бы — а чем оно будет заниматься, кто им будет руководить, какие будут полномочия? Надо понимать, что вопросы миграции — это вопросы колоссальной сложности, которые являются вызовом для всех стран, и это должно быть очень сильное ведомство со сверхкомпетентными сотрудниками. А где их взять? И последний момент — а как мы будем развивать наш рынок труда?" — задается вопросом Юрий Крупнов.
Над этой задачей, очевидно, уже задумались на самом верху — на днях президент заявлял, что экономика страны в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров, поэтому в стране нужно или повышать производительность труда, или привлекать трудовых мигрантов.
"Подчеркну, с учетом демографических вызовов в ближайшие годы экономика России будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров. Это абсолютно точно. Это мы должны понимать, мы с этим будем жить в ближайшие годы", — заявил глава государства на съезде Федерации независимых профсоюзов РФ.
Как поясняет Юрий Крупнов, разговоры о повышении производительности труда — это пустые заявления, пока в экономике превалируют "сборочные матрицы чужих компонентов", а технологии находятся в устаревших укладах. Поэтому проблема мигрантов — это следствие, а в корне никто ничего не решает, беседы об улучшении экономики ведутся давно — вспомнить хотя бы обещанные 25 млн высокотехнологичных рабочих мест — а на деле все делается для продолжения политики привлечения дешевой рабочей силы из соседних стран.
"Надо прорываться, создавать новые индустрии и производить вещи, которые нужны будут всему миру, за которые люди будут из карманов доставать доллары, йены, юани, евро и так далее. А для этого нужны прямые, конкретные усилия, создание и воссоздание многих НИИ, научно-производственных объединений, колоссальные задачи подготовки кадров под эти задачи. Тогда что-то будет. А беседы про повышение производительности труда — это способ, ничего не делая, психотерапевтически успокоить всех. У нас огромное количество избыточных кадров. Кадров нет потому, что они занимаются часто хренотенью за копейки, и никаких кадров не напасешься, хоть по 10 детей в каждой семье рожай, если эти кадры будут лопатой копать длинную траншею вместо экскаватора. Поэтому вопрос не в миграции как таковой и даже не в трудовых отношениях, а в форсированной реиндустриализации страны, чего мы так и не наблюдаем.
Миграционные проблемы — это интегративный результат отсутствия развития страны", — резюмировал Юрий Крупнов в беседе с Накануне.RU.