Дело Тимура Иванова разрастается не только фигурантами, но и суммами — если сначала речь шла о миллионе рублей — "смешной" для замминистра цифре, то теперь говорят уже о миллиарде. Правда, как оказалось, эта сумма была взяткой не прямой — как пишут СМИ, Иванов, отвечая за всю стройку Минобороны, обеспечивал победы в тендерах, а взамен получал различного рода услуги, в том числе строительные — и вот их эксперты оценили примерно в миллиард. Однако есть поводы, по которым дело Иванова может если не развалиться, но все же привести к нулевому результату. И вот это уже не смешно. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Судя по декларациям, Тимур Иванов, обвиняемый во взяточничестве, за время своей карьеры в министерстве приобрел вместе с женой жилой дом площадью более 1500 квадратных метров, а также каждый год супруги покупали новую машину или мотоцикл — об этом пишут СМИ. Кроме того, Baza пишет, что для Иванова строится усадьба площадью 2900 квадратных метров на берегу Волги в Тверской области на площади восемь гектаров. В 2020 году ООО "Олимпситистрой" и ООО "Оборонспецстрой", которые нередко выполняли подряды для Минобороны, вложили около 800 млн рублей в строительство усадьбы. По версии следствия, это и была часть тех услуг, которые Иванову оказывали за покровительство.
Как напоминает политолог Дарья Митина в беседе с Накануне.RU, функционал Иванова в Министерстве обороны был самый "вкусный" — все строительные подряды, все контракты, обеспечение и так далее. Естественно, интерес был повышенный:
"Как я понимаю, группа по Иванову работала с самого начала спецоперации, регулярно президенту докладывала о тех или иных злоупотреблениях, но, видимо, пришла пора все эти папки доставать. … Если бы у людей были мозги, они бы поняли, что у них есть какой-то лаг времени, чтобы "отмыть" карму, но они этого делать не захотели. Соответственно, получили то, что получили".
Об этом говорит и военный эксперт Виктор Алкснис, указывающий на то, что коррупция существует не только в Минобороны, но и в целом во властных кругах, ведь, по его мнению, практически любой чиновник рассчитывает, что его не просто назначили на должность, а его назначили на "кормушку". Практические все бывшие чиновники и министры — миллионеры, а то и миллиардеры. Причем, все эти сотни миллионов, а то и миллиарды, заработаны в ходе госслужбы. Такого не должно быть, говорит Алкснис, есть определенные законы, которые не допускают этого, но, как правило, на эти законы плюют:
"Могу рассказать на собственном опыте — когда я был депутатом Госдумы от Одинцовского избирательного округа, а туда входила в том числе и Рублевка, мне поступала масса жалоб местных жителей о полном беспределе — о растаскивании федеральных земель на Рублевке, людям просто давали земли, участки, которые стоили огромные деньги. Земля федеральная, и только правительство могло эти земельные участки распределять, а тут глава района принимает решение приватизировать и выдать их высокопоставленным чиновникам. По 80 соток, а одна сотка тогда стоила около 100 тыс. долларов — итого около 8 млн долларов каждому. А у человека все "чисто". И таких людей десятки. К горькому сожалению, это продолжается — когда нельзя, но очень хочется, то можно".
Показательной стала фраза пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который "не слышал официальных заявлений насчет дома арестованного Тимура Иванова на Рублевке". Политолог указывает на то, что официальных данных от Следственного комитета пока нет, а все сообщения СМИ указывают в основном на абстрактные правоохранительные органы.
И снова вспоминается судьба Анатолия Сердюкова — бывший министр обороны поначалу проходил по делу о хищениях в Минобороны как свидетель, а потом просто попал под амнистию.
В 2018 году в ходе "прямой линии" президент после очередного вступления в должность даже ответил на этот вопрос:
"Я, честно говоря, не знаю о такой традиции [амнистии], мне кажется, такой традиции у нас нет. Во-вторых, объявление амнистии — это по закону прерогатива не президента, а парламента страны, Госдумы. Время от времени мы это делаем, я поддерживал такие инициативы, они должны быть хорошо подготовлены и должны быть вызваны определенными внутренними причинами, потребностями, а не внешними обстоятельствами, даже такими важными внутриполитическими событиями, как выборы президента".
В общем, нельзя исключать, что Тимур Иванов, а также Александр Фомин и Сергей Бородин, арестованные с ним, попадут под очередную амнистию, когда страсти поулягутся и нужный внутриполитический эффект будет достигнут? Тем более такой ход станет удобным и логичным маневром еще и по другой причине — если дело было показательным, если не сказать "показушным". Политолог Максим Жаров указывает на то, что "дело Иванова" могло быть попыткой отвлечь американские и английские элиты от принятия решения по поддержке Украины, в частности, затормозить принятие подобного решения в Конгрессе США.
"Так что если за "делом Иванова" и стоит некая околокремлевская "партия мира", то ее ожидания не оправдались — с помощью этого скандала вынудить Вашингтон и Лондон повременить с уже запланированным новым витком эскалации в Украинском конфликте не удалось", — считает Жаров.
Эксперт указывает также на то, что Вашингтон старательно показывает, что готов наращивать эскалацию, по риторике Сергея Шойгу в Астане видно, что тоже есть готовность к этой эскалации, поэтому необходимо следить за ситуацией дальше.
"Поэтому невозможно, не обладая официальной информацией, прогнозировать ход дела [Иванова]. Я думаю, что оно может и сойти на нет, а может и расшириться. Возможно движение в любую сторону, ситуация непонятна для анализа", — считает Жаров.
Как итог, "сердюковщина" в Минобороны не искоренена, но есть надежды на то, что Иванов переступил ту грань, за которой делу не дадут обратный поворот. Впрочем, за скобками этого дела остается еще много таких "ивановых", которые просто не будут высовываться, поделился Виктор Алкснис с Накануне.RU:
"Те, кто наворовали, уже неподсудны, и никто с ними ничего делать не будет. Только те, кто перейдет какую-то грань — а Иванов, похоже, перешел какие-то границы — тех будут наказывать. А те, кто ведут себя тихо, будут неприкосновенны, будут жить хорошо, иметь большие деньги, недвижимость где-нибудь в Лондоне, счета в разных банках. Поэтому, к горькому сожалению, не так просто все эти процессы преодолеть".