Как стало известно, Анатолий Чубайс, уехавший с началом СВО политик и бывший руководитель "Роснано", начал финансировать с группой других спонсоров Центр российских исследований (ЦРС) в Тель-Авиве. Отмечается, что проект не связан с политикой, "ЦРС намерен заняться новейшей историей России, включая экономическую, политическую, социальную и культурную составляющие".
Как отмечает университет, "ЦРС будет изучать период с 1991, когда распался СССР ... до наших дней", целью ставится "создание исследовательской модели, в которой различные аспекты истории России не противоречат друг другу", что является "единственным способом достоверно прогнозировать события в стране в обозримом будущем".
Вот так просто после фактического краха "Роснано" и в пустую потраченных на "наноразработки" десятков миллиардов рублей можно запрость начать спонсировать некую структуру в Израиле, которая будет изучать историю и строить какие-то прогнозы. Как это возможно и почему – своим мнением с Накануне.RU поделился депутат Госдумы Николай Арефьев.
– Почему оказывается так, что, мягко говоря, скандальный уехавший политик не только не под уголовным делом на фоне бед "Роснано", но и спонсирует некий центр в Тель-Авиве?
Чубайс – это дитя своего времени, дитя действующего режима, его выпестовали не только при Ельцине, но и при Путине, он всегда был в чести, в почете, при деньгах, для него создали корпорацию, где деньги расходовались практически бесконтрольно. И уже посадили всех его заместителей, а он оставался наплаву. Теперь он уехавший политик – ну и что? У нас все первое правительство Путина в бегах, в Израиле. Поэтому для меня все это неудивительно.
– Как вам кажется, чем будет заниматься этот ЦСР при финансировании Чубайса?
– Удивительно, что эти люди берутся писать историю – ну, правды про себя они не напишут, потому что там такая правда… Они были во власти, в экономике в это время, можно представить, какую они напишут историю – она, конечно, будет очень рафинированная и совершенно будет непохожа на ту, которую мы знаем. Ведь им вряд ли захочется писать на себя уголовное дело, потому что вся история написана их руками и она чисто криминального свойства. Ожидать чего-то положительного или хорошего от этой публики совершенно нет никаких оснований.
– Может быть, после первых подобных "исследований" в Москве все-таки задумаются над тем, чтобы вернуть его обратно?
– Я давно говорю, что нашу экономику нужно лечить не экономическими мерами, а Уголовным кодексом – они, собственно, и создали такую историю, которая подвластна только УК. Но они же не будут про это рассказывать – они расскажут, мол, ура, как мы хорошо все делали, каких успехов добились, и как много мы могли бы сделать в будущем.
К ним ведь ничего не прилипает. Кох, который сейчас убежал в Израиль, он ведь писал "Как мы продавали Россию", ведь он выпустил эту брошюру в конце 90-х и получил за нее огромные деньги. А потом приехал сюда – и опять в чести, и опять при должностях, и потом опять удрал в Израиль, где его будут на руках носить. Ну, о чем тут еще говорить? Жулье есть жулье…
– И тем не менее, было "дело Улюкаева", например, сейчас гремит "дело Иванова", но почему нет "дела Чубайса", как вам кажется?
– Мы не знаем всей подоплеки. Не думаю, что ФСБ и правоохранительные органы были не в курсе, что сейчас вменяют Иванову. Ведь корреспонденты писали про все их вечера, пьянки-гулянки в золоченых креслах, в тронах – а что, если журналисты знали, то правоохранительные органы не догадывались? Все знали. Мы, может быть, никогда не узнаем, а может быть, узнаем очень скоро, по какой причине Иванова кто-то сдал. Наверное, он с кем-то что-то не поделил.
Поэтому я считаю, что и про Иванова все знали, и про Чубайса все знают, но команды сверху нет. Когда "фас" сказали – тогда и арестовали, а если не сказали, то как бы ни был виноват перед государством, бесполезно – никто пальцем не тронет. Ну, такова реальность. Так что Чубайса не посадят, пока команды не будет, а если скажут "фас" – его и оттуда привезут и посадят.