Аналитика


Общественный транспорт в России пошел на дно
Общество | В России | Санкт-Петербург

Вопросы миграционной политики, и без того стоящие остро в последнее время, актуализировались после трагедии с автобусом, упавшим в Мойку в Санкт-Петербурге. Водителя, уроженца Таджикистана, уже штрафовали за нарушение ПДД минимум пять раз, два раза за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием, за проезд по обочине и на красный свет. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил проверить законность предоставления гражданства водителю, также его подозревают в некоторых других нарушениях, но общественность сходится во мнении, что ужасные условия труда и отдыха стали причиной трагедии, а именно то, что водитель вышел в рейс утром, едва закончив ночью предыдущую смену. И переработка была скорее правилом, чем исключением. Так на чьей совести эта трагедия и как можно было ее предотвратить — читайте в материале Накануне.RU.

Число погибших при падении автобуса в реку Мойка в Санкт-Петербурге выросло до семи. Водителем транспортного средства, не справившимся с управлением, оказался уроженец Таджикистана. Пресс-служба СК РФ сообщила, что в отношении него возбуждено уголовное дело, и оно оказалось уже не первым. Как выяснили следователи, Рахматшох Курбонов в период с февраля по март за деньги фиктивно поставил на учет не менее десяти мигрантов в собственной квартире.

Спасатели подняли пассажирский автобус из реки Мойка(2024)|Фото: МЧС России / скриншот видео

С конца прошлого года многие регионы начали вводить запрет мигрантам работать на общественном транспорте — и неспроста. В отдельных регионах подобные меры уже пытались предпринять, например, в Челябинской области, начиная с 2016 года, подписывают постановление, запрещающее иностранцам, даже с платными разрешениями на работу, садиться за руль общественного транспорта, маршруток и такси. С января 2024 года главы российских регионов ввели запреты о приеме на работу иностранных специалистов. Запрет на работу в общественном транспорте и такси введен в Калужской, Магаданской областях, в Краснодарском крае, также в Калининградской области губернатор запретил принимать мигрантов на работу в такси и общественном транспорте, подобный запрет введен в Ханты-Мансийском автономном округе и в Тюменской области.

И это при том, что власти упорно настаивают, что рабочих рук не хватает и, как говорил глава Минэкономики РФ Максим Решетников, нужно активнее привлекать мигрантов в экономику. Различные нарушения и перекосы в миграционной политике не раз становились причиной крупных скандалов, вызывающих широкий резонанс и общественные обсуждения. Даже была надежда, что с обострением миграционной проблемы будет справляться специально созданное новое министерство по делам мигрантов. Но после того, как 11 мая была опубликована структура нового кабинета министров, стало ясно — такого министерства у нас не будет. А работа Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), согласно предложениям, которые внес на утверждение в Госдуму Михаил Мишустин, войдет в сферу влияния вице-премьера Татьяны Голиковой. С медициной у нас уже и так все "в порядке"?

строители, стройка, гастарбайтеры, мигранты(2023)|Фото: пресс-служба правительства Новосибирской области

Но при рассмотрении ЧП на Мойке проблема мигрантов отходит на второй план, во-первых, водитель был уже гражданином РФ, а во-вторых, история с переработками не укрылась от СМИ. Как стало известно почти сразу после трагедии, водителя автобуса заставили выйти в рейс наутро после 20-часовой смены. Об этом рассказала жена Рахматшоха Курбонова, который управлял транспортом. По ее словам, муж пришел около 2 часов ночи, отработав с 5 утра. А в половину восьмого его уже разбудили и велели снова выйти на работу, сообщает "112". Водитель — 44-летний уроженец Таджикистана.

Рахматшох Курбонов(2024)|Фото: объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга

Если это правда, то с такими переработками неважно, мигрант вел автобус или нет? Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в беседе с Накануне.RU подчеркивает, что в первую очередь была нарушена процедура допуска водителя для управления транспортным средством, и это очевидно.

"Это же общественный транспорт, здесь дополнительный контроль при выпуске на линию обязателен. Если водитель переработал и не отдыхал должным образом, его не имели права выпускать на линию — это нарушение, — говорит Ярослав Нилов. — Здесь не вопрос мигрант — не мигрант, здесь вопрос, почему руководство предприятия не отвечает за то, что выпустили водителя в утренний рейс, когда он закончил смену до этого в два ночи и в семь утра он опять поехал. Еще он заявлял, что якобы неисправное транспортное средство, были вопросы к работе тормозной системы. Вопрос с мигрантом — вторичный. В этой же ситуации мог быть и не мигрант. И вообще водитель — гражданин Российской Федерации".

Председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист", член общественного совета при Минтрансе Андрей Попков в беседе с Накануне.RU объясняет, почему возможны такие переработки: "Все это произошло потому, что транспорт на сегодняшний день плохо контролируется полномочными органами. По крайней мере, так получилось в Питере. Все дело в жадности этих предпринимателей, владельцев транспортных средств. Водитель перерабатывал, режим труда и отдыха не соблюдался, так не только в общественных перевозках, в такси вообще ничего не соблюдается. Все это по вине наших чиновников. Они допустили это".

По словам эксперта, уже восемь лет назад в Госдуме ставили вопрос о тотальном запрете иностранцам садиться за руль общественного транспорта и, в том числе, водить такси. Но чудесным образом разрешение на такую работу было пролоббировано, с небольшими оговорками, например, в стране, откуда прибыл водитель, русский язык должен быть одним из национальных. Также Попков задается вопросом — не было ли нарушений при оформлении гражданства: "Конечно, водитель автобуса, который упал в реку, уже был гражданином Российской Федерации, но у меня еще вопросы — где он взял это гражданство, кто и как ему его предоставил? Это тоже надо выяснять".

А наказывать в подобной ситуации одного водителя бессмысленно, здесь виноваты все — начиная от механика, заканчивая владельцами предприятия. Ведь, когда у нас случались пожары в ночных клубах, никто не арестовывал официанта или повара, вопросы были к тому, как организована работа, то есть отвечали владельцы заведения.

"Всем плевать на то, что погибли люди, здесь нужно жестко наказывать. Нужно показывать, что за убийство наших граждан наказание должно быть жестким и серьезным. Потому что это умышленное убийство, они умышленно не соблюдали закон, с умыслом сэкономить денег, побольше положить себе в карман за счет здоровья наших граждан. В принципе, какая разница — мигрант он или не мигрант. Компания не соблюдала законодательство", — говорит Андрей Попков.

С другой стороны, да, мигранты в более уязвимом положении, они не пойдут жаловаться в прокуратуру (мало ли какие грешки водятся за ними), не обратятся в профсоюз, если ему скажут выйти на смену — он спорить не будет. От этого тоже никуда не деться. Хотя, перерабатывают все, утверждают эксперты, а все потому, что зарплаты маленькие, особенно, если сравнить оклад водителя автобуса и таксиста. Получается, что у нас водитель автобуса несет большую ответственность, а получает в разы меньше?

Яндекс.Такси в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

"Понятно, что "Яндекс" заберет комиссию, но тогда нужно заставить "Яндекс" датировать городские перевозки, они же пользуются инфраструктурой городской — и все на халяву, — говорит Попков. — В Советском Союзе автобусные перевозки вообще убыточными были, все компенсировалось за счет такси, такси вытаскивало весь общественный транспорт, потому что это мега-прибыль. Потому что был замкнутый цикл: таксопарки, водители отбирались, были только первоклассные. Все это развалили намеренно в 90-ые годы".

При этом эксперт напоминает, что в советский период все автобусные перевозки были налажены, соблюдались все нормы, а гастарбайтеров не было в принципе. Да, были так называемые "лимитчики" — людей по лимиту набирали, если требовались водители автобуса.

"Так у них были свои поликлиники, базы отдыха, через 5-7 лет человек получал квартиру в Москве. Так что все это было — все это разрушили, а теперь мы пожинаем плоды этого развала. Конечно же, некоторые чиновники говорили, что нам нужны гастарбайтеры, никто не идет работать — так ты плати нормально. Платите нормальные деньги, проводите обучение, давайте соцпакеты хорошие, и люди пойдут работать. А если вы жадные барыги, если вы людей ни во что не ставите и пытаетесь выжать все соки, то, конечно, вам нужны рабы, вам нужны гастарбайтеры, которые не могут вам ничего ответить. И вы можете их эксплуатировать на полную катушку", — говорит эксперт.



Елена Рычкова