Аналитика


Как родным: Китай просит от РФ газ по внутрироссийским ценам
Экономика | В России | За рубежом

Как пишет Financial Times, "Сила Сибири-2" пробуксовывает в очередной раз из-за того, что Москва и Пекин не могут договориться о цене – Китай желает покупать кубометры по почти внутрироссийским ценам, то есть задешево, по сравнению с рынком. С другой стороны, есть мнение, что и у самого "Газпрома" дела не очень – сокращение европейского рынка и последующие убытки последних лет дают о себе знать. Но ведь и переговоры о "Силе Сибири-2" ведутся уже не первый год – так в чем проблема теперь? Подробнее – в материале Накануне.RU.

С одной стороны, желание внешнего покупателя приобретать газ по меньшей цене – это как будто бы нормально, тем более если декларируется, что между странами глубокие партнерские отношения, с другой стороны – Китай и так покупает газ со скидками, и попытка зайти на цены, как внутри страны, явно говорит о том, что восточный партнер пытается воспользоваться тяжелым положением "Газпрома". Кроме того, российскую сторону не устраивает тот факт, что трубопровод может поставлять 50 млрд кубометров газа, но Китаю столько не нужно – они могут подписаться лишь под небольшой частью этого объема.

Впрочем, есть мнение и о проблемах у самого газового гиганта, который в последние годы стал не таким уж и гигантом – как напоминают эксперты, "Газпром" в 2021 году поставлял в Европу примерно 160 млрд кубометров газа, а с началом спецоперации и введением санкций европейский рынок почти полностью был потерян – поставки рухнули почти на 130 млрд "кубов" – до 27 млрд. В 2024 году объем может немного вырасти – до 30-31 млрд, но это все равно не полноценное восполнение рынка.

миллер алексей борисович председатель правления оао газпром(2013)|Фото: Накануне.ru

Экономист, депутат Госдумы Николай Арефьев напоминает в беседе с Накануне.RU, что "Газпром" уже давно в долгах, как в шелках, однако основные расходы с прибыли шли до этого на дивиденды:

"Дело в том, что у нас на сегодняшний день члены совета директоров получают по несколько сот миллионов рублей просто так – за здорово живешь – дивидендами. А денег нет, предприятия в долгах, как в шелках, прибыль разделили и опять полезли в кредиты. В частности, тот же "Газпром" все время в кредитах и все время там огромные дивиденды. Как это возможно?"

Отчасти этот же тезис подтверждает и экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин, который основную причину убытков "национального достояния" связывает с менеджментом, к которому "уже давно никто не предъявляет никаких претензий, потому что бессмысленно":

"Так что я думаю, что правильны обе версии – что переговоры по цене крайне затруднены именно тяжелым состоянием или, скажем так, высоким уровнем менеджмента "Газпрома".

Впрочем, как считает ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков, убытки "Газпрома" оправданны и объяснимы – он списал все те дочерние компании и, соответственно, их стоимость со своего баланса, которые европейцы арестовали в 2022 году, то есть фактически все свои активы Европы просто списал. Кроме того, на газовом гиганте есть теперь дополнительная финансовая нагрузка – повышенный НДПИ, через который государство хочет забрать сверхприбыли компании.

"Несмотря на то, что он меньше стал продавать в 2022-2023 годах, он заработал-то очень много, потому что газ стоил огромных денег в 2022 году. Цены измерялись тысячами долларов за тысячу кубов, а сейчас 350-400 долларов. И в 2023 году тоже довольно высокие цены были. Теперь эту дополнительную сверхприбыль, которую "Газпром" получил в 2022-2023 годах, государство и пытается изымать с помощью дополнительных налогов", – поясняет Игорь Юшков, добавляя, что в 2024 году компания может отработать "в ноль".

Коллаж, газ, газопровод, рубли(2022)|Фото: Накануне.RU

В целом поставки газа так или иначе понемногу начинают отталкиваться от дна, например, начали качаться объемы в Узбекистан, с которым может выйти на размер около 10 млрд кубометров газа в год. Тот же Китай выходит на проектный уровень в 38 млрд кубов, правда, пока только по "Силе Сибири-1".

Тут эксперт подчеркивает, что важен не сам объем, а то, что он постепенно нарастает, ведь обе стороны считают, что время на их стороне: Пекин уверен, что "Газпром" в затруднительном положении, поэтому будет соглашаться на любые предложения, Москва же уверена, что рост Китая потребует со временем больше голубого топлива, да и если США всерьез возьмутся за конкуренцию с востоком, то могут быстро отрезать другие источники поставок: нефть с Ближнего Востока и Африки, СПГ из Катара и Австралии. И тогда уже у Китай может оказаться в затруднительном положении, соглашаясь на любые условия "Газпрома". Но ведь трубопровода еще нет, а ждать его придется года четыре. На этом и играет Кремль.

"Мы ему [Китаю] говорим, что строить эту трубу года четыре, поэтому надо сейчас договориться, чтобы через четыре года пошёл первый газ. То есть время не на стороне Китая, поэтому чем больше он тянет, тем больше у него рисков будет потом", – объясняет Игорь Юшков.

Но и о самом "Газпроме" забывать не стоит, уверен Михаил Делягин – чтобы ситуация у него выправилась, нужно повышать эффективность компании, а это процесс болезненный:

"Насколько я могу судить, пока мы начали с Министерства обороны, а там, может быть, и до "Газпрома" руки дойдут. У нас есть крайне эффективные менеджеры именно в сфере организации газодобычи, причем на ровном месте – это и "Роснефти" касается, и "Новатэка", и государственных, и частных компаний. Было бы желание".



Евгений Иванов