В последние несколько дней в китайском интернете завирусился ролик с завода по производству боеприпасов. В нём демонстрируется изготовление снарядов для нужд недавно завершившихся учений "Объединённый меч-2024-A" и, среди прочего, указано, что мощность производственной линии 155-мм составляет 15 тыс. выстрелов в день. Таким образом, в год якобы с лёгкостью возможно изготовление более 50 млн (!) таких снарядов.
Для сравнения, завод в американском штате Пенсильвания выпускает около 10 тыс. 155-мм снарядов в месяц, а, следовательно, более 100 тыс. ежегодно. После начала масштабной военной помощи Украине планируется расширение мощностей этого предприятия и увеличение производства до 60 тыс. снарядов в месяц к 2025 г. Но даже в таком случае США (и все их союзники, включая Германию, Францию и Южную Корею) будут отставать от КНР на порядок.
Такие цифры возможного производства боеприпасов в КНР вызвали восторг в ура-патриотическом сегменте китайского интернета. В то же время, более ответственные наблюдатели выражают сомнения. Так, крупный милитари-канал "Волны Южно-Китайского моря" считает такие показатели завышенными сразу по нескольким причинам.
Одна из них — сама история перевооружения Народно-освободительной армии Китая. До 1990-х годов артиллерия НОАК использовала орудия с советским калибром 152 мм и только потом начала постепенный переход в сторону НАТО-вского 155 мм. При этом перевооружение на первых порах происходило медленно, а налаживать массовый выпуск боеприпасов для малосерийных орудий было нецелесообразно. Из открытых источников известно, что в 1997 г. Китай подписал контракт с Кувейтом на поставку 27 155-мм гаубиц собственного производства PLZ-45 и 70 тыс. снарядов к ним. Эти 70 тыс. снарядов производились в течение трёх лет, что наглядно показывает, сколь небольшими были производственные мощности Китая в то время.
С тех пор, конечно, прошло более 20 лет, но, как напоминают авторы "Волн Южно-Китайского моря", всё это время в приоритете военного строительства Китая были Военно-морские силы, а производству вооружений для сухопутных войск уделялось значительно меньше внимания и средств. Стратегическое планирование исходило из того, что в возможных боестолкновениях основную роль сыграют флот и ВВС, тогда как крупномасштабные сухопутные сражения маловероятны. Поэтому производство снарядов для ствольной артиллерии вряд ли существенно увеличилось.
Нарастить выпуск снарядов, в принципе, возможно, но и здесь китайские авторы обращают внимание на сложности, с которыми сейчас столкнулись США и Евросоюз. Относительно быстро можно увеличить производство гильз, но вскоре встаёт проблема нехватки взрывателей и взрывчатых веществ. Для изготовления 50 млн снарядов потребуется только взрывчатки 547 500 тонн. Согласно открытым данным, в КНР производится около 4 млн тонн взрывчатки ежегодно. Следовательно, если развернуть выпуск 50 млн снарядов, то лишь на них будет уходить одна восьмая всего объёма взрывчатых веществ (а не только военного назначения!), производимых в Китае.
Таким образом, достижение озвученных показателей выглядит маловероятным даже для серьёзных китайских авторов. Но интересно, зачем потребовалось привлечение внимания к теме производства снарядов в КНР, которая сейчас нигде не ведёт боевых действий. Более того, на указанных учениях "Объединённый меч-2024-A" отрабатывалась блокада Тайваня и нанесение ракетных ударов по мятежному острову. Сценарий этих учений, насколько можно понять, вообще не предполагал большого расхода 155-мм снарядов.
Впрочем, вполне возможно, что в Пекине готовятся и к масштабным боевым действиям на земле, а информационные вбросы делаются в расчёте на убеждение населения в способности к большой войне. С другой стороны, возможная операция на Тайване в любом случае не потребует привлечения большого количества сухопутных сил. Не исключено, что эти силы могут быть задействованы на других направлениях — например, в случае возобновления конфликта на Корейском полуострове.
Ещё одним интересным следствием является то, что с наращиванием производства НАТОвских стандартов происходит непрерывная замена даже относительно новых 152-мм орудий, а боеприпасы, хранящиеся на складах со времён Холодной войны, рискуют остаться невостребованными. Здесь для Китая ситуация складывается так, что в случае дальнейшего ухудшения отношений с Западом Пекин может принять политическое решение и поставить эти снаряды для нужд российской армии в зоне проведения СВО. К слову, в этом году, по мнению исследовательской фирмы Bain & Company, в России произведут около 4,5 млн снарядов по сравнению с 1,3 млн в США и европейских странах.