Сторонники замены медицины искусственным интеллектом (ИИ) призвали на ПМЭФ-2024 перестать нагружать врачей лечением пациентов и передать это ИИ. Об этом было прямо или почти прямо заявлено на секции "Не вместо, а вместе: потенциал применения ИИ в российском здравоохранении" с участием представителя ВОЗ в России. Накануне.RU приводит наиболее показательные высказывания.
Главврач мурманской городской поликлиники №2 Константин Биджоев заявил, что опыт врачей очень небольшой. Сколько пациентов осмотрит отдельный врач за всю свою жизнь? Несколько тысяч — и все. А ИИ — это кладезь чистой информации. Фактически он выступил против передачи опыта врачей (!).
"Человеческий опыт проходит через различные фильтры и искажается. Спустя годы непонятно, насколько ему можно доверять. В этом плане ИИ более совершенен. Он позволяет максимально отсечь влияние человеческого фактора. Потому что врач — это человек со своими слабостями. Я больше склонен верить ИИ даже сейчас. Я бы позволил принять ИИ решение по моему здоровью", — рассказал Биджоев.
Министр здравоохранения Архангельской области Александр Герштанский тоже "топил" за ИИ в медицине, только чуть осторожнее. По его словам, сказанным мимоходом, но едва ли не самым важным, необходимо разгрузить врачей, которых и так не хватает. То же самое в 2021 году заявил глава Минцифры Максут Шадаев. Почему нужна цифровизация школы? Да потому, что нет учителей. Их заменят экраном. То есть реальная причина — подмена образования и медицины "цифрой", а улучшение и прогресс — информационный фон. Образование и медицина доведены до плачевного состояния, которое предлагается не исправлять, а легитимизировать цифровизацией.
Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Батыр Бердыклычев говорил очень вкрадчиво, но достаточно ясно, чтобы понять позицию ВОЗ: реальная медицина должна быть заменена ИИ, это "очень перспективно и прогрессивно".
Единственный, кто отчасти пытался хоть как-то возражать, был директор по развитию платформы прогнозной аналитики Webiomed Александр Гусев, который сказал, что уже несколько лет идет пропаганда ИИ в медицине, но "настало время сместить акценты с мантры, что это надо, на объяснения простым языком того, как это работает; показывать, как работают эти продукты". Но и это, по сути, необходимо для того, чтобы больше внедрять ИИ.
Показательно, что на экране был запущен ролик с ИИ-помощником в образе молодого пациента, который имитировал рассуждения о перспективах внедрения ИИ в медицине. Следует признать, имитировал достаточно правдоподобно, хоты по смыслу все это являлось компиляциями знакомых утверждений о необходимости ИИ.
Характерно, что студенты медицинских вузов, которых опросили на предмет отношения к внедрению ИИ, были более взвешенны в своих суждениях. А вот высказывания участников дискуссии были в большей степени пропагандой ИИ — "это неизбежно, это безальтернативно, это нужно, это важно, прогрессивно" и т.п.
Относительно скоро вообще все будет передано ИИ, заверяет Биджоев.
"Нахождение пациента в поликлинике вместе с врачом в скором времени вообще потеряет какой-либо смысл. Не будет ни участковых терапевтов, ни хирургов — не будет вообще никого. Будет один главный терапевт, который будет сидеть где-то в Москве, а всем остальным будет управлять ИИ. Это абсолютно точно! Как только мне постучится в дверь ИИ и скажет, что главный врач все — я встану, ручки в карманы и..." — говорит этот сторонник ИИ.
Примерно в том же духе говорили и другие спикеры, просто не так откровенно. Говорилось о том, что тенденцию на обесчеловечивание разных сфер жизни необходимо продолжать. Но вот, что можно отдельно подчеркнуть, так это беспокойство по поводу недоверия людей к цифровому управлению. Доверие — едва ли не ключевое, что волнует апологетов ИИ в медицине. Не качество медицинской помощи, не здоровье людей — нет. Доверие, вера — вот что нужно тем, кто продвигает эту тему. Люди должны верить в "бога ИИ". И это очень показательно.
Историк Андрей Фурсов ранее отмечал, что в 2024 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе звучал как раз этот лозунг: восстановление доверия. Ультраглобалистам это очень необходимо.
По его мнению, ультраглобалисты стремятся установить монополию на знание. Несогласные будут объявлены врагами науки, которых нужно отсекать от информации и изолировать. Это другая сторона цифровизации. Если первая — лишение людей человеческой медицинской помощи, то это — жесткий социальный контроль. В этом состоит классовый интерес мировых правящих кругов.
Если отбросить в сторону заклинания о прогрессе, то людям предлагают просто отказаться от живой медицины, живого образования, которые станут уделом только очень богатых людей. Еще в 2019 году The New York Times опубликовала статью о том, что цифровизация становится уделом бедных, в то время как богатые предпочитают человеческие услуги.
К слову, спикер Госдумы Вячеслав Володин прямо заявил во время недавнего рассмотрения кандидатуры Михаила Мурашко на должность министра здравоохранения, что тот продвигает ИИ вместо медицины.
"Никакой искусственный интеллект не заменит врача. Он должен помогать врачу. И это должна быть наша позиция. Если у вас другая точка зрения, скажите. Было бы лучше, если бы мы здесь обсудили вопросы дефицита кадров, а вы предлагаете нам дефицит кадров заменить ИИ", — сказал Володин.
Существует реальная опасность, что медицина в России в скором времени станет недоступной для большинства людей, которые больше не смогут попасть к врачу. Вместо нее появится ИИ-консультант, который будет по набору каких-то показателей выдавать список таблеток, которые должен проглотить больной. Это не замедлит сказаться на здоровье населения и будущем страны.