Депутаты от ЛДПР внесут в Госдуму пакет законопроектов о "семейном насилии", по их мнению, в семьях совершается насилие, женщин избивают, а те боятся об этом заявить. Как и в предыдущих попытках, депутаты снова хотят закрепить в законе понятия физического, сексуального, психологического, экономического и других видов насилия. Вероятно, разбираться в первопричинах конфликтов никто не собирается. Но если начать это делать, то в первую очередь нужно дать семьям устойчивое положение в обществе и уверенность в завтрашнем дне, считает депутат Госдумы от КПРФ, председатель комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. Своим экспертным мнением она поделилась с Накануне.RU:
— Во-первых, никто законопроект еще не видел. Последний раз подобная инициатива была много лет назад, она была возвращена авторам на доработку, после этого никто законопроект о домашнем насилии не вносил.
Новый политический импульс эта история обрела с принятием закона с соответствующим названием в Казахстане. Но изучение этого закона привело к тому, что там кроме двух позиций ничего отличительного от нашего Уголовного кодекса нет, а именно — где речь идет о запрете на альтернативное наказание, кроме пожизненного. А у нас есть легкие нарушения, легкий вред, угрозы, у нас есть административка, а там — сразу пожизненное. И второе — в Казахстане есть запрет на то, чтобы возвращать заявление. У нас есть такая возможность, и до сих пор действительно большой процент женщин забирают заявление, в сердцах написанное, в надежде на то, что все наладится, семья сохранится, ребенок не будет переживать.
Поэтому решили идти по пути внесения изменений в действующий Уголовный кодекс, не выделяя как бы отдельного закона. По сути, если коротко выразить идею авторов, то, например, избили женщину на улице и аналогично избили в семье. Но в таком случае, получается, семейная история будет дополнительным отягчающим обстоятельством. Конечно, любое преступление должно быть наказано, но в этих семейных делах нам не хватает комплексности. Потому что, как правило, тяжкое преступление совершается после целой серии каких-то более легких. Не всякая размолвка заканчивается жалобой в полицию, но все это уже видно.
У нас не поставлена работа психологических служб, куда могли бы прийти и мужчина, и женщина, у нас нет даже закона о психологах. Поэтому, если уж говорим мы о законе о домашнем насилии, то давайте правильно принимать закон — о психологической помощи населению. Нельзя так огульно подходить к этой проблеме — ну если ужесточат законы, так всех мужиков пересажают. Нам легче от этого станет? Само общество стало чрезмерно жестоким во всех сферах, взять тот же буллинг в школе.
Я бы депутатам советовала, которые ухватились за эту хайповую тему, не подходить так однобоко. Я за всеобъемлющий комплексный подход, а не за то только, чтобы ужесточать наказание и добавлять количество лет лишения свободы. То есть этим законопроектом пытаются сразу ввести, скажем так, окончательный этап наказания без каких-то превентивных мер, когда они необходимы. Надо пытаться реагировать на ранних этапах, когда это нужно семье, а для этого ничего не сделано. Нужно начинать вообще с материального положения в семье.
Мы изучали, что является основной причиной семейной неурядицы — как правило это действительно материальный вопрос. Иногда и со стороны женщины начинают идти претензии, что муж мало получает, и на это денег нет, и на то нет. А мужчины ведь не железные, они и сами все понимают. Поэтому надо начать хотя бы с повышения наших мизерных заработных плат. Это тоже одна из проблем, которая загоняет людей в депрессию, а потом они вымещают депрессию и злобу друг на друге, на тех, кто рядом.