Аналитика


Новый заход на закон о "семейном насилии" — через сталкинг
Общество | В России

В России делается новая попытка не мытьем, так катаньем сделать законодательный шаг в сторону признания "семейного насилия". На этот раз заходят с другой стороны — со стороны преследования (сталкинга). А занимаются этим "Новые люди", которые накануне провели в Госдуме круглый стол на тему "Навязчивое преследование: проблемы правоприменительной практики или пробелы действующего законодательства?" Подробности — в материале Накануне.RU.

Можно отметить, что формальный повод для законопроекта был найден грамотно — в действующем законодательстве действительно нет отдельной статьи о преследовании. Однако при этом происходит увязка понятия о преследовании с понятием "семейного насилия". Что авторы инициативы и не скрывают. Так, об этом в своем вступительном слове прямо сказал вице-спикер Госдумы, "новолюд" Вячеслав Даванков. Он заявил, что преследованием занимаются в основном бывшие мужья, сожители, а страдают прежде всего женщины. На мероприятие даже были специально приглашены несколько женщин, чтобы придать проблеме убедительности.

Да ее никто и не отрицает. Но вот цифры, которые приводят "Новые люди", вызывают большое сомнение. Точнее сказать, они не вызывают никакого сомнения в том, что они попросту ложны, поскольку не опираются ни на какие официальные данные. Опрос, согласно которому 89% россиян поддерживают появление закона о "семейном насилии", проводила компания с английским названием Russian Field, которая давно и плотно работает с иностранными агентами.

При этом на самом сайте Сталкингу.нет, который рекламировали на круглом столе, говорится, что в 2020-2021 гг. от "домашнего насилия" и сталкинга (преследования) в России погибли 2680 женщин. Можно заметить, что, с одной стороны, здесь смешаны два понятия — "домашнее насилие" и "сталкинг". То есть, проводя законодательные изменения для профилактики сталкинга, пытаются подготовить общество к закону о "домашнем насилии"?

Ну, а самое важное, что это данные Консорциума женских НПО. Он был создан в начале 1990-х на Украине в виде "Женского Консорциума США-СНГ", действовал при поддержке USAID (американское правительственное агентство, деятельность которого в России объявлена нежелательной). В 1995 году Консорциум разделился на две "ветки" — украинскую и российскую. Юрист "Консорциума" Мари Давтян была одним из соавторов и лоббистов закона о "профилактике домашнего насилия" и соосновательницей феминистского проекта "Насилию.нет", который тоже был признан иностранным агентом. Это, пожалуй, лучше всех слов говорит о том, откуда дует ветер нового законопроекта.

Коллаж, "Новые люди"(2020)|Фото: Накануне.RU

Что он предлагает? Ввести в УК РФ и КоАП РФ отдельные статьи — о навязчивом преследовании. Которое можно толковать узко и широко (у "Новых людей" есть два варианта законопроекта). Но узкое уже есть в УК РФ (статьи 119 "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" и 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни"). А если понимать широко, то к чему это все приведет? И какова цель законопроекта? Криминализировать семью? Или обезопасить женщин от преследования и насилия?

Вице-президент Гильдии российских адвокатов Федор Трусов подчеркивает, что домашнее насилие и сталкинг — это абсолютно разные вещи. Но их пытаются смешивать. В нынешних же условиях, когда институт участковых практически отсутствует, появление новой нормы ничего не изменит, то есть заявленные цель достигнута не будет. И потом сама предлагаемая норма настолько размыта, что ничего не понятно. Как оповещать человека о запрете на приближение, который хотят ввести авторы? В присутствии свидетелей, документально, по интернету? Кто это должен делать? Кто и как будет контролировать? И что значит "неоднократно"? Нельзя вводить норму, а потом придумывать, как ее применить, уверен адвокат.

К слову, на мероприятие были приглашены практически все "свои", но выступление двух депутатов от "Единой России" показало, что это не инициатива властей. Депутат Сергей Боярский прежде всего отделил сталкинг от "домашнего насилия". Сталкингом он занимался в рабочей группе, работа которой была остановлена ковидом. А вот о "семейном насилии" вообще умолчал.

Депутат Ирина Филатова напомнила ряд важных фактов. Например, в США закон о "семейном насилии" был принят еще в 1994 году. И количество рецидивов составляет до 60%. В России в 2023 году, по данным МВД, 80% бытовых преступлений насильственного характера были совершены в состоянии алкогольного опьянения. То есть их предупреждение — это не вопрос дополнительного вмешательства государства. Зато закон даст новый инструмент для злоупотреблений и ложных доносов.

"Считаю, что наличие каких-то дополнительных норм на раскрываемость и профилактику правонарушений и преступлений никак не повлияет. И вряд ли какой-то абстрактный запрет на приближение сможет остановить, к примеру, пьяного преследователя. А если жертва ему еще будет этим угрожать — банально спровоцирует более жестокую агрессию", — написала депутат.

Кулак(2023)|Фото: Накануне.RU

Интересный случай привел председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Федор Лукьянов. К нему пришла женщина, которая сообщила о преследовании мужчины. Выяснилось, что она от него беременна. И как быть в таком случае, что должен сделать новый закон — лишить его родительских прав, или, вопреки Семейному кодексу, лишить ребенка права знать своего отца? Очевидно, что проблема лежит в моральной области. Церковь считает, что новый закон не будет работать. Так, в США 57% женщин, получивших охранные ордера, снова подвергались преследованиям. Это говорит о том, что нужно бороться с причинами.

"Если кто-то в Год семьи ухитрится объявить источником насилия семью, то завтра они объявят источником насилия и государство, которое основано на семье. После СВО многим ребятам требуется психологическая реабилитация. И что, вы их запишете в абьюзеры и запретите им приближаться к своим женам и детям? Закон о сталкинге сталкивает государство и семьи, мужчин и женщин, родителей и детей!" — сказал священник.

Депутат Госдумы Николай Николаев, которого не было на мероприятии, говорит, что в российском законодательстве есть все нормы, которые обеспечивают на законодательном уровне наказание за любые преступления, за любые насильственные действия. Вопрос в более эффективной работе правоохранительных органов. А данный законопроект — это очередная попытка вмешательства в суверенитет семьи под предлогом защиты женщин.

Председатель Союза родительских организаций Александра Машкова-Благих считает, что "новые нелюди просто аккумулируют вокруг себя протестный потенциал". Она уверена, что законопроект не пройдет, но самая главная опасность в том тезисе, который снова пытаются провести: семья = опасность.

Однако можно заметить еще один итог состоявшихся слушаний. Если три года назад за закон о "семейном насилии" ратовали очень многие во власти, включая спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, то сейчас его пытаются толкать лишь "Новые люди" да несколько примкнувших к ним депутатов ЛДПР.



Евгений Чернышёв