Аналитика


Мусорную реформу закрыли от общественности 
Общество | В России

Правительство РФ намерено полностью закрыть отрасль обращения с отходами от общественности. Минприроды уже выпустило постановление, согласно которому основные сведения, как, например, стоимость строительства новых мусорных объектов, объемы образуемых отходов, а также прогнозные уровни тарифов будут доступны только ограниченному кругу чиновников и ведомств. В их число, помимо Минприроды, вошли Росприроднадзор и ППК "РЭО". Эксперты уже сейчас говорят о противоречии нового акта Конституции РФ, отмечая, что его реализация приведет к еще большей коррумпированности и криминализации рынка отходов. Подробнее — в материале Накануне.RU.

С 1 января 2025 года в силу вступят поправки в правила разработки территориальных схем по обращению с ТКО. Документ сразу приковал внимание отраслевого сообщества, так как фактически постановление предполагает полное закрытие наиболее информативных данных от общественности. В частности, теперь все терсхемы будут делиться на открытые и закрытые части. К закрытым будут иметь доступ только представители Росприроднадзора, ППК "РЭО", Минприроды РФ и региональные власти. При этом муниципальные власти и регоператоры получат доступ к информации только в части своей зоны работы.

В закрытую часть будут включены сведения о потенциальной стоимости объектов обработки и захоронения отходов, строительство которых отражено в терсхеме, информация о прогнозных значениях тарифов, данные об объемах образования, обработки и утилизации ТКО, а также сведения о потоках мусора. Как видно, от общественности будет скрыта наиболее важная часть территориальных схем.

По мнению председателя ассоциации СРО "Объединение предпринимателей по рециклингу отходов" Александра Веселова, частичное ограничение информации от населения противоречит ст. 4.3. ФЗ "Об охране окружающей среды", регламентирующей доступ к экологической информации, включая информацию об обращении с отходами.

"Логика таких ограничений в доступе информации объясняется стремлением органов власти снизить обеспокоенность и протестную деятельность населения (по объектам захоронения отходов в первую очередь) и остановить череду признания судами региональных терсхем ТКО недействительными по искам граждан и операторов ТКО. И основания для таких решений судов есть: в терсхемы внесена заведомо ложная информация об остаточной вместимости объектов размещения отходов (фактически кратно переполненных, что приводит к кратному же росту затрат федерального бюджета на ликвидацию таких объектов и усугублению экологической ситуации на местах). Также есть прямая фальсификация и несоответствие факту иной учетной информации по самим объектам и их санитарно-защитным зонам", — отметил собеседник Накануне.RU.

пикет, Сысерть, мусорный полигон(2023)|Фото: Свердловский областной комитет КПРФ

Эксперт добавил, что искусственное отделение в законодательстве ТКО от прочих отходов является одной из основных причин торможения "мусорной реформы", так как терсхемы регионов должны содержать также информацию об обращении с отходами 1-5 классов опасности, но ее либо нет, либо она большей частью недостоверна и не соответствует действительности.

"Как следствие, отсутствие доступа к информации по опасным промышленным отходам привело к еще большему погружению этого сегмента рынка отходов в болото бесконтрольности и коррупции. Отлучение населения от обсуждения основных положений терсхем по обращению с отходами в регионах будет, увы, усиливать хаос в работе этой системы и приведет к обратной реакции: росту недовольства населения этой самой реформой и даже к некоторому гражданскому саботажу во внедрении системы раздельного сбора ТКО. Вместо формирования нужного отношения к "мусорной" теме, государство пытается закрыть доступ к этой социально-экологической информации, и это заставляет считать мнение председателя Совфеда Валентины Матвиенко о провале этой реформы большей частью обоснованным", — резюмировал Александр Веселов.

И действительно, с 2019 года с граждан РФ ежегодно собирают около 200 млрд руб. по "мусорным" тарифам, при этом уровень переработки мусора, ради которой реформа и затевалась, остается критически низким — около 7%. А крупные проекты в сфере ТКО по-прежнему вызывают много вопросов у населения. В частности, наблюдатели обращают внимание на их стоимость, влияние на тариф, а также непрозрачность выполнения работ. Именно эти пункты сейчас и планируют закрыть власти. Несколько таких спорных проектов реализуются и на Урале.

Так, например, власти ЯНАО отдали строительство трех крупных мусорных комплексов и полигонов стоимостью 15 млрд руб. трем малоизвестным на рынке ООО из Москвы. Очевидно, что самостоятельно реализовать такие крупные объекты фирмы не в состоянии. Это дает участникам рынка основания полагать, что за фирмами могут стоять более влиятельные группы, не желающие афишировать свое участие в этих проектах. Однако кто именно, остается неизвестно до сих пор. Аналогичные схемы были реализованы в Челябинской и Курганской областях, где два проекта общей стоимостью почти 2 млрд руб. также получили малоизвестные конторы, связанные с одним учредителем. Единственное, что объединяет все пять проектов — это финансирование через ППК "РЭО".



Никита Светлов