На прошедшем форуме "Россия и Запад: глобальное противостояние" режиссер Игорь Угольников вспоминал, как ему рассказывала бабушка об обращении Сталина, и почему советский народ встал, как один, после того, как услышал "братья и сестры". На Урал Угольников приехал не только для того, чтобы выступить на форуме, здесь он готовится к съемкам фильма об уральском танковом корпусе. В своей речи он объяснил, почему важно сегодня создавать хорошее патриотическое кино, и что зритель имеет "историческую память" и сразу чувствует, если военный фильм — ложь. Его выступление — в материале Накануне.RU:
— Когда наши с вами предки здесь, на Урале, делали танки, орудия, снабжали Красную армию необходимой техникой, а потом на этих танках пошли воевать на Курскую дугу и одержали большую победу так необходимую нам всем.
Когда говорят о том, что Запад всегда воевал против России — да, так оно и было. Даже считается, что Первая мировая война, которая вылилась потом в Гражданскую войну в России — это была уже Первая мировая война против нас, и Крымская война, которая была в конце 19 века, тоже была против России и воевала против нас вся западная коалиция.
Я внук погибшего ополченца, который защищал свой город, Москву, хотя не был военным человеком. Он считался в нашей семье пропавшим без вести, от него осталось два письма и очень мало информации. Работая над картиной "Подольские курсанты", мне удалось найти его место гибели, все о нем узнать, о моем родном деде. Он был расстрелян 7 октября в деревне Глотовка вместе с другими бойцами Первой дивизии народного ополчения. Его раненого оставили там, в деревне, под подписку местными жителям, немцы вошли 6 октября вечером и всех раненых бойцов на окраине деревни расстреляли из двух пулеметов.
Когда мы поднимали останки, они так и лежали. Знаете, когда держишь в руках кости собственного деда все становится на свои места. И теперь 7 октября мы на это место приезжаем с такими же внуками ополченцев, наши деды лежали вместе, и мы обнимаемся на этом месте, и что-то правильное происходит.
Я всегда задаю молодым людям вопрос, у каждого из нас есть папа и мама, у каждого из нас две бабушки и два дедушки, у каждого из нас сколько прадедушек и прабабушек? По четыре, как и полагается. Теперь представьте, сколько у нас прадедушек и прабабушек, допустим, в восьмом поколении. А если представить, что они все стоят за нашей спиной и очень хотят, чтобы мы были счастливы и помнили о том, какой ценой нам досталась жизнь. Наши родители, бабушки и дедушки очень хотят, чтобы мы жили достойно, счастливо — большой хорошей жизнью. И они к этому прилагали усилия. В наших семьях, к сожалению, не принято говорить об этом и мы очень мало знаем о наших прабабушках, прадедушках — как они жили, чем они жили. Чего хотели? К чему стремились?
Я нашел информацию о моем прадеде, который родился в 1690 г. — Евдоким Угольников. Он был участником Северной войны. И по папиной линии Угольниковы все были защитниками отечества. И мне понятно, почему я полжизни, занимаясь развлекательным телевидением, повзрослев, все-таки занялся военным патриотическим кино. Я чувствую зов предков.
Делая картину о защитниках Брестской крепости, я стремился к тому, чтобы поставить каждого героя перед главным решением, любой фильм, любое произведение, если мы ставим героя перед сложным выбором, мы сразу подключаемся, задаем себе вопрос — а как бы я поступил на месте этого человека?
Как бы я поступил, если бы мне, как защитникам "Брестской крепости", ничего не оставалось? Не было ни командования, ни вооружения, не было сил бороться против врага, и еще у тебя в подвале погибают родные, близкие, а у тебя нет ничего, чтобы сопротивляться. Тебя практически бросили. Да еще враг по громкоговорителю говорит: "Сдавайся, солдат Красной армии! Ты уже все сделал". Как поступить? Кто-то не выдерживал и сдавался в плен — почему мне было так трудно защитить сценарий тогда — кто-то для того, чтобы прекратить свои страдания, вставал в полный рост и принимал пулю в грудь. А кто-то остался до конца. Что меня потрясло — когда я в первый раз в 12 лет прочитал книжку Сергея Смирнова о защитниках Брестской крепости — вот это решение человека. Благодаря таким решениям пришли к победе в 1945 году. Только таких решений — остаться до конца, сопротивляться во что бы это ни стало — должно было быть много. И тогда в той войне победил великий советский народ. Есть такое понятие — великий советский народ. Мы наследники этого великого советского народа.
Это подвиг не только советского солдата, но и всего народа, подвиг уральцев, которые здесь ковали победу, в три смены работая. А кто работал? Дети, старики, женщины. И как сделать так, чтобы мы сделали свое дело и снабдили армию нашими танками, вооружением? Надо было сплотиться. Это то, что тогда требовалось и требуется ныне.Когда 5 октября фронт стоял совсем близко от Москвы, на Ильинском рубеже уже некому было дать должный отпор врагу, два подольских училища — Пехотное и Артиллерийское — получили приказ выдвинуться на Ильинский рубеж. Это будущие офицеры Красной Армии, они выстояли две недели, хотя, должны были стоять 5-6 дней. Они приняли свой бой, у них было удивительное понимание справедливости.
Вот это ощущение "мы вместе" — возникает у людей, когда они понимают, за что они сражаются. Для чего, за что и какой вызов им брошен. И совсем уникальная история народного ополчения Москвы. 3 июля руководитель партии правительства Иосиф Сталин выступил по радио перед гражданами Советского Союза, призвав их идти в ополчение, потому что без этого немца нельзя было уже остановить под Москвой. И люди мирных профессий: служащие, рабочие, артисты, писатели — все объединились для того, чтобы пойти и защитить свою столицу. Знаете, что еще потрясло? Мне бабушка рассказывала, что было потрясением для наших предков, они сказали: "Он нас братья и сестры назвал. Он к нам лично обратился. Сталин сказал: "Братья и сестры". Все! Тогда для людей было все понятно. К ним он так обратился, по-родственному, это тогда было нужно для людей. Так же нужно и сейчас наше обращение к солдатам, к офицерам.
Нас все время хотят закопать, закопать в нашей земле. Но не понимают, что мы — семена. Всегда так было и так будет. Вырастут наши дети, будут защитниками Отечества. Вырастут наши внуки — обязательно.
Что удивительно — в вас живет память. Вы когда видите недостоверное кино о войне, вы отворачиваетесь. А когда видите, что серьезно сделано, вы интуитивно смотрите. Нам необходимо делать кино достоверное, прежде всего для того, чтобы не терять ваше доверие к собственному отечественному кино, которое очень трудно возвращать обратно с каждым новым проектом. К этому надо относиться, безусловно, серьезно.
Что сейчас вообще происходит с кино? Индустрия поднимается. Огромное количество фильмов и сериалов снимается. И вы жадно их смотрите, ответственность кино крайне велика. Многие идут учиться в том числе постигать кинопрофессии — это приветствуется. Как вы понимаете, это самое увлекательное для молодых людей, потому что можно очень быстро увидеть плод своего труда на экране. Неважно, кем бы вы ни работали в кино — это тот труд, который останется после вас. Так же, как наши предки очень хотели оставить после себя что-то на своей земле. Кто-то строил, кто-то воевал, кто-то создавал памятники архитектуры, искусства. Все стремились так или иначе для своей страны что-то сделать. В этом и есть большая задача для всех нас. Передавать память следующему поколению, сохранять ее, даже если разговор о нашей истории трагичен и не хочется даже вспоминать.
Заметили, как сейчас трудно говорить о Гражданской войне, когда брат на брата шел? И если думать, кому нужна была Гражданская война в России, кто приложил огромные усилия, чтобы Первая мировая перешла в гражданскую — чудовищно, так не должно быть, об этом тяжело говорить, а надо. Обязательно. Чтобы наши дети проводили параллели между тем временем и нынешним. Враг всегда снаружи, но и внутри тоже. Предательства было очень много и в самом высшем руководстве страны. И ныне есть люди, которые прилагают усилия, чтобы развалить страну изнутри. Но при этом самосознание, "самостояние" человека, как говорил Пушкин, необходимо.
Я счастливый человек, мне удается делать то, что нравится, воплощать свою мечту.