Госдума сегодня одобрила в особом порядке (сразу в трех чтениях) законопроект, запрещающий депутатам и сенаторам без согласования в руководстве парламента выезжать за границу.
Ограничения есть и сейчас, но они носят скорее уведомительный характер.
"Депутаты и сенаторы могут стать объектом интереса иностранных спецслужб и преследования с их стороны. На территории стран, где есть соглашения с Интерполом или юрисдикция МУС, могут преследоваться российские парламентарии", — аргументировал инициативу ее автор, председатель комитета ГД по регламенту Олег Морозов.
Он отметил, что ограничение не будет распространяться на служебные командировки: "Служебные поездки должны стать основным видом выезда сенаторов и депутатов за рубеж".
За нарушение ограничения будет наказание — лишение мандата. Впрочем, это не обязательное правило, законопроект лишь вводит такую возможность.
Обсуждение законопроекта стало неожиданно бурным — на вопросы записалось 15 человек, большая часть — от "Единой России" и КПРФ.
Депутаты в начале своих выступлений оговаривались, что двумя руками "за", но есть нюанс: и тут они начинали излагать гипотетические ситуации, в которых им может помешать ограничение: поездки по партийной линии, смерть родственника или болезнь, наконец, очень многие отметили, что на поездки в братскую Белоруссию ограничение не должно распространяться.
Морозов обещал подумать над Белоруссией и, возможно, включить этот пункт в положение о согласовании поездок.
Депутат Валерий Гартунг напомнил о праве любого гражданина перемещаться свободно, закрепленном в Конституции.
Коммунист Николай Арефьев, представившись предварительно "не большим любителем ездить за границу", затем спросил:
"Вот это крепостное право без Юрьева дня вы на какой срок вводите? На время СВО или без срока действия?"
Тут не выдержал спикер Госдумы Вячеслав Володин: "Давайте проведем опрос, считают ли ваши избиратели вас крепостными. А то постоянные путешествия — еще работать не начали, а уже загореть хотят".
"Вы выберите — партийная деятельность или в Госдуме. Лазеек не должно быть. После принятия этой нормы убавится желающих избраться и отдохнуть тут. В преддверии отпусков вопрос рассматриваем. Если депутат на Байкал поедет — пожалуйста, на Волгу — мы поддержим, на Бали или Мальдивы — это неправильно в такой период для страны. Сейчас вся страна смотрит и думает, что нас волнует — поездка за рубеж? Если это так важно для вас — надо менять работу", — сказал Володин.
Он добавил, что "есть депутаты, которые отсутствуют не неделю и не две — их год нет" (и это действительно так — сложно припомнить ситуацию, когда в голосовании по какому-то вопросу участвовало бы хотя бы 445 из 450 депутатов. Сегодня, например, в голосовании участвовали только 410 человек (91% народных избранников).
"Дискуссия развернута на пустом месте. Ну, с другой стороны, каждый показал свои страхи", — отметил полпред президента в Госдуме Гарри Минх.
"Разговор надо было проводить в закрытом режиме", — улыбнулся в ответ Володин.
Он отметил, что 10 июля законопроект рассмотрит Совет Федерации, затем — подпишет президент, поэтому депутатам стоит планировать летние отпуска с учетом новых ограничений.