Эксперты обсуждают недавнюю инициативу запретить движение чайлдфри. С точки зрения демографии — особого влияния чайлдфри не имеет, убыль населения связана в России не с низкой рождаемостью, а с высокой смертностью. Но западная пропаганда бездетной жизни в нашей стране приобрела куда более агрессивный характер под тегом "яжматеринства", в пабликах подобного толка процветает хейт по отношению к матерям и детям, но не ко всем, а ощущение, что ко всем. С другой стороны, законодательно запретить чайлдфри невозможно — у движения нет ярко выраженных атрибутов, логотипов, флагов или определенных цветов, а личное мнение граждане еще могут выражать открыто, и если кто-то по личным или психологическим причинам отказывается от продолжения рода, за это судить по всей строгости закона нельзя. Как же быть, когда демография в упадке, все больше пар отказываются от рождения даже первого ребенка, стимулирующие методы не дают должного эффекта, а карательные, вроде запрета абортов, нарушают конституционные права? Подробнее о дискуссии в обществе по поводу запрета идеологии бездетности, в материале Накануне.RU.
Движение чайлдфри, пока не объявленное экстремистским в России, появилось в США на заре эпохи хиппи, а в нашу страну ворвалось с тучными двухтысячными. И, как говорят эксперты в области демографии, по уровню рождаемости мы не слишком отличаемся от других развитых европейских стран. Считается, что чайлдфри — это осознанно бездетные, которые не хотят нести ответственность за чужую жизнь. С точки зрения критиков идеологии — это чистый эгоизм, пресыщение и нежелание менять свой образ жизни.
Но пока власти не заговорили о том, что эту идеологию нужно запретить, особо она и не привлекала внимания, так как не является официальным движением или особо опасным формированием. Тем не менее, в интернете много пабликов, посвященных сознательному отказу от детей, и не все они имеют нейтральный характер, некоторые под тегом "Яжматери" собирают самые отталкивающие образы и формируют негативное отношение к семье и детям у подрастающего поколения. На это и обратили внимание чиновники. Хотя уже сегодня любой подобный паблик можно заблокировать, согласно 436 федеральному закону, говорит сенатор РФ Ольга Епифанова:
"Это закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В законе четко описана информация, которая должна быть запрещена. Есть пункт — информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи. В принципе, вся эта информация укладывается в этот пункт. И с этой точки зрения, у нас не пустое законодательство", — говорит Епифанова.
Но недавно в Думу внесли предложение дополнить 436 закон и сформулировать запрет так — пропаганда добровольного отказа от рождения детей, распространение информации, направленной на формирование у детей положительного образа бездетности и сознательного желания не иметь детей, не связанного с медицинскими противопоказаниями и религиозными убеждениями. Один из пунктов добавляется такими словами: "Направленными на пропаганду добровольного отказа от рождения детей".
"Как экс-председатель комитета по семье, я хочу сказать, что, по моему опыту, ситуации, связанные с запретами, требуют самые четкие формулировки. Самые четкие, чтобы невозможно было допустить никаких разночтений. Иначе мы дров наломаем. Потому что если будет недопонимание, то ни ваше агентство не сможет работать, ни все телевидение, все придется запретить. И в первую очередь, у нас пострадают блогеры", — говорит эксперт.
Запрещать нельзя, убеждать можно
Епифанова опасается, что вместо того, чтобы разбираться, в чем корень проблемы, почему растет количество групп, посвященных чайлдфри, закон начнет придираться к словам людей, которые бездумно допускают какие-то формулировки, когда высказывают собственное мнение. Фразы можно вырвать из контекста, а также надо очень четко разделять личные убеждения людей не иметь детей по каким-либо своим психологическим причинам или простой физической неспособности и непосредственно пропаганду, которая настойчиво призывает не иметь детей, говорит эксперт:
"Я считаю, что пока не будет четких формулировок, пока не будет проведено исследований, которые у нас в стране не проводились, законы такие принимать нельзя. Тем более, что сам разработчик закона о чайлдфри признает, что у чайлдфри нет ни символики, ни тематических клубов. Вот представляете? То есть в зоне риска все, кто будет говорить про детей в семье. Вообще дискуссию придется запретить?"
Это не значит, что проблемы не существует, но сегодня и без новых законов легко блокируются чайлдфри-сообщества по настоянию прокуратуры за негативную информацию и призывы к противоправным действиям. К чайлдфри примыкает возникшее несколько лет назад сообщество борцов с "яжматерями". Как говорит Епифанова, в отличие от западных чайлдфри, "яжематери" более характерны для нашего постсоветского пространства и более опасны. В самых популярных группах чайлдфри подписаны от полусотни до десятков тысяч человек, а вот в пабликах из разряда "Яжемать" — сотни тысяч и до миллионов. В этих пабликах матерей унижают, оскорбляют — на это надо обратить особое внимание, считают эксперты.
"Но блокировали их и в 2015 году. И тогда прокуратуре вполне хватило 436 федерального закона. Просто работу надо продолжать, следить за соцсетями и своевременно убирать такие группы. Вот сейчас в ВК есть группа "Мне не нужны дети", я считаю, что ее смело можно блокировать. Без всяких законов. Точно так же, как в 2013 году, ее можно было бы закрыть", — приходит к выводу чиновница.
Влияние на демографию
Что касается влияния чайлдфри на демографию, то это довольно спорный момент, исследований не проводилось. Женщины часто отказываются от рождения детей вовсе не потому, что они являются осознанными представителями какого-то сообщества, это надуманная проблема, которая отвлекает от реальной, ведь главный фактор в принятии решения родить ребенка — это социально-экономический пакет. Если у молодой семьи нет квартиры, если нет хорошо оплачиваемой работы, то, конечно, семья будет тянуть с рождением ребенка, говорят эксперты.
"Этот закон никак не повлияет на рождаемость, это больше политика, идеология какая-то, сотрясание стен, отчет о выполнении работы и прочее, прочее, прочее. К реальности этот закон будет иметь мало отношения. Он будет использоваться как некая дубинка по наказанию неугодных людей, которые чем-то выделяются. Демографии тут нет", — говорит демограф Алексей Ракша.
Реальная демографическая ситуация в России тяжелая, но это больше связано со смертностью, чем с рождаемостью — не первое десятилетие в России смертность очень высокая, а продолжительность жизни очень низкая, особенно у мужчин, говорит демограф. Если брать среднюю температуру по больнице — а точнее, сравнивать нашу страну с близкими по уровню развития экономики, культуре (христианские и постхристианские страны) государствами Европы, то рождаемость у нас такая же и даже чуть лучше. Социально репродуктивное давление просто перестало действовать на молодые семьи, потому и количество первенцев сократилось. Но есть и плюсы — то же самое социальное давление когда-то мешало заводить много детей. На многодетных смотрели косо со времен позднего советского времени, рассказывает эксперт, сейчас количество многодетных повышается. Меняется структура общества.
"Что касается рождаемости в России происходит достаточно интересный процесс — становится больше как бездетных, так и многодетных. Норма размывается. Обязательная норма — родить одного или двоих — уходит в прошлое. Люди все меньше и меньше связаны социальным гнетом, который подталкивает их родить хотя бы одного ребенка, с другой стороны, этого гнета все меньше для многодетных. Мы помним, что в поздний советский период многодетный считался каким-то деревенщиной, не очень модным, не очень прогрессивным, сейчас это все ушло полностью", — говорит Алексей Ракша.
Многодетные рожают дальше, не оглядываясь на чайлдфри
В России растет рождаемость третьих и четвертых детей, по этому показателю мы входим в первую пятерку европейских стран, и это вовсе не из-за кавказских республик, именно этнически доминирующее русское население дает такой прирост. То есть те, кто хочет рожать, рожают больше, кто не хочет — не делает это совсем. И первым не мешает идеология чайлдфри, зато помогают социальные и экономические меры поддержки, что уже было доказано опытным путем. Также сыграл свою роль такой интересный фактор, как "социальное заражение".
"Демпереход в России сработал в две стороны. И вторую сторону, необычную для него, в рост многодетности, он сработал из-за маткапитала. Тогда подскочила рождаемость всех детей, начиная со вторых. Когда люди, не люмпены и не олигархи, но видят вокруг себя такие же семьи, у которых третий ребенок, четвертый, они тоже с большей вероятностью будут заводить детей. Это социальное заражение. И, конечно же, началось это все массово с введением маткапитала. Государство способствовало: камень толкнул, и дальше он сам покатился", — рассказывает Ракша.
Как на желающих иметь большие семьи и много детей не действуют коварные манипуляции представителей чайлдфри, так и нежелающие заводить детей переубеждению не поддаются. Это доказывают социологические и демографические исследования, говорит эксперт Алексей Ракша — рождаемость первых детей стимулированию не поддается. А вот третьего и четвертого ребенка родить легче, в некоторых регионах резкий рост многодетности был связан с мерами поддержки, где была практика перекрывать ипотеку материнским капиталом, например.
"Успешный опыт Новгородской области с 2011 по 2018 годы, они платили региональный маткапитал по 200 тыс., начиная с третьего и на каждого последующего ребенка. И за 7-8 лет новгородская область впервые за 20 век смогла обогнать всю Россию по многодетности. И Чечню, и Ингушетию, и Тыву. Но потом они перенесли на первого ребенка маткапитал, и у них произошел самый большой обвал по рождаемости", — приводит пример демограф.
Психологический аспект
А что же запретительные меры? После того, как Владимир Путин высказался и запретил запрещать аборты, в ход пошли батюшки — и ходят они по женским консультациям. Также, как рассказывают эксперты, гинекологи в некоторых регионах получают надбавки за каждую побужденную сохранить беременность женщину. Что ж, мягкая сила — тоже сила, посмотрим, каким будет результат. Но, как говорит психолог Ольга Софьянова, "дети" начинаются с культа семьи и отношений, с безопасности женщины.
"Ни одно животное в диких условиях никогда не будет размножаться, если оно находится в небезопасных условиях. Так что безопасность — это главное. У женщин невозможность родить на самом деле находится на другом уровне, на глубоком уровне небезопасности. Существуют страхи — начиная с финансовых, заканчивая прямой угрозой", — говорит она.
Что касается агрессивной формы "чайлдфри" — в манифестации отказа от рождения детей много обиды, много страхов, и чем яростней женщина это делает, тем больше поводов пригласить ее на консультацию, говорит психолог.
Отложенное материнство
Отложенное материнство часто принимают за чайлдфри. И этот тренд развивается с бешеной силой, рассказывает гинеколог-репродуктолог Мария Милютина. Именно с ним связаны чудовищные цифры, которые говорят о росте количества бесплодных пар сегодня: "Еще десять лет назад мы говорили о том, что 15% пар бесплодны, потом 18%, дальше 20%, сейчас цифра приближается к 25%. Но нельзя сказать, что это в два раза ухудшилось здоровье. Нет, это связано и со временем планирования первого ребенка. Если еще 20 лет назад возраст рождения первого ребенка был 25 лет, то сейчас он уже 28 лет, уже приближается к 29 годам. Мы приближаемся к странам Европы, где возраст рождения первого ребенка — 30 лет. А со временем в репродуктивной системе происходят изменения. Наиболее они выражены после 35 лет", — говорит эксперт.
Что ж, молодежь сконцентрирована на самореализации, на путешествиях, на карьере и действительно, вопросы деторождения уходят на второй план. "Мы не можем заставить рожать в 20 лет, — разводит руками гинеколог-репродуктолог. — Хотя с точки зрения биологии это самое время". Сейчас все больше женщин 40 лет, которые приходят в клинику к репродуктологу с просьбой заморозить яйцеклетки, констатируют специалисты. Таких женщин стало гораздо больше — и это факт. Врачи связывают это с тем, что меняется идеология и современная женщина нацелена на самореализацию, на зарабатывание денег, но потом все деньги уходят в клинику ЭКО:
"Есть женщины, которые в 48 лет, не имеющие ни одного ребенка, приходят с мыслью — мы хотим заморозить яйцеклетки на будущее. И мы начинаем разбираться — какое будущее? Ребенка надо не только родить, но и вырастить, говорим о качестве яйцеклеток после 45 лет. Но таких женщин все больше. Так что в сорок лет приходят с вопросом — а пора или еще не пора? Мы можем помочь даже женщине, у которой уже наступил климакс, вернуть менструации и потом сделать беременность. У нас есть свои секреты для этого, но не каждый к этому морально готов", — говорит гинеколог-репродуктолог Мария Милютина.
В целом, трудно не признать, что идеология чайлдфри не созидательна, но гораздо больше проблем демографии создают социальные и экономические факторы. Рост количества многодетных наглядно показывает полезность социальных мер, но убыль населения демонстрирует их недостаточность. Двигаться по пути запретов нам не привыкать, но государство пытается взять силой то, что многие готовы "отдать по любви" и приносить приплод, были бы условия. В любом случае, как отмечают эксперты, движение или идеология чайлдфри не так популярны в России, как это хотят показать, и вводить в законодательство карательные меры из-за маргинального меньшинства как минимум нецелесообразно.