Аналитика


Дресс-код для звезд: главное, чтобы за костюмчик не сесть
Общество | В России

О появлении законопроекта заговорили сразу, как Минкульт поддержал введение дресс-кода для артистов. И пока все сводится к рекомендациям, а не запретам. Подобные напоминания разосланы в региональные министерства культуры "с целью обратить дополнительное внимание на внешний вид артистов". Но сейчас нет ясности — как определить, что есть сценический образ, а что безобразие, и где нужно ограничивать в оголении звезд — только лишь на мероприятиях для детей и подростков или вообще негоже раздеваться на людях? Подробнее — в материале Накануне.RU.

Едва затих шум после "голой вечеринки", как в начале лета разгорелся новый скандал вокруг Ольги Бузовой, которая вышла полуголой на сцену во время концерта на День защиты детей. Многочисленные жалобы посыпались депутатам от разъяренных родителей. К делу подключился СК, чтобы изучить жалобы, а в кругах селебрити заговорили о том, что государство собирается ввести цензуру, дресс-код и прочие ограничения. После того, как Министерство культуры выпустило рекомендации по внешнему виду звезд на сцене, страхи эти усилились, и слухи про то, что готовится законопроект, который запретит оголять определенные части тела, стали шириться.

Юрист, партнер компании "Зарцын и партнеры" Людмила Харитонова считает, что глупо уповать на один лишь закон, который должен регулировать то, что должен регулировать внутренний ценз, понимание, что прилично, а что нет, и воспитание. А если каждую ситуацию регулировать каким-либо законом, то появится множество ограничений, которые будут мешать исполнению конституционного права на свободу творчества.

"Юридическое регулирование технологии медиа приводит к уменьшению количества проектов, снижению творчества. Я бы сказала, что законодательное регулирование, скорее, станет проблемой", — говорит Людмила Харитонова.

Но если с внутренним цензом совсем плохо, то можно регулировать дресс-код на уровне площадок, добавляет эксперт. Есть определенные категории граждан, речь идет о детях и подростках, которые критично воспринимать реальность еще не умеют, они хотят вести себя так же, как их кумиры из шоу-бизнеса. Поэтому именно организаторы концертов или сами площадки должны вводить корпоративные нормы, если знают, что контингент, который посетит мероприятие, — это дети и подростки.

Корпоративный дресс-код существует и его никто не отменял, взять, например, банки, говорит Людмила Харитонова — когда мы приходим в банк, мы видим людей в рубашках, костюмах и понимаем, что это официальное учреждение: "Мы приходим в МФЦ и тоже никого в купальниках не видим. Для этого не нужен закон, нужно лишь регулирование на уровне конкретной организации. Поэтому, рекомендации от Минкультуры для тех, кто работает с незащищенными категориями, конечно, нужны. Но уповать на закон, который решит все ситуации и заставит кого-то калиброваться, иметь свой внутренний ценз, это неправильно".

концерт в историческом сквере в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

Законодательно заставить людей из творческого мира одеваться — неправильно, считает эксперт, ведь мы ходим в Третьяковку и восхищаемся шедеврами прошлого — а на статуях зачастую нет одежды, и что же, их тоже запретить? И в эти музеи мы водим детей, если принять закон, то неужели придется пририсовывать одежду в картина?

Гендиректор концертного агентства TCI, генпродюсер театра "Одеон" Эд Ратников также ратует за существующие критерии морали и нравственности, которые являются основой общества. "Если все регулировать законами — это постепенно приведет нас к абсурду, который, например, уже наступает в Соединенных Штатах, там законами регулируются практически все аспекты жизни", — говорит Эд Ратников.

Эксперт вспоминает, что с моралью и нравственностью все было достаточно хорошо у нас долгое время, если вспоминать "советскую молодость", конечно. "Если я нарушу клятву, то пусть меня постигнет презрение товарищей и коллектива, — припоминает Ратников. — В общем, это достаточно мощный аргумент".

Сложно не согласиться с экспертом, что в советское время порицание обществом действительно регулировало поведение и "облико морале", но сегодня мы живем совсем в другие времена идеологии индивидуализма, и вряд ли та же Бузова особо задумывалась о том, что презрение коллектива для нее будет хоть что-то значить. Еще один момент — и нормы морали тогда были совсем другими, точнее — они были. И звезды, посещая голые вечеринки или выходя на сцену в чем мать родила, вовсе не думают, что они нарушают дресс-код, наоборот, они полагают, что следуют общим трендам на раздевание.

"А что касается детей, то тут основа морали — семья, в семьях все начинается, — говорит Эд Ратников. — "Программинг" человека закладывается в семье, а не на сцене. Если семья крепка, критерии там не сбиты, то это очень сильное противоядие против многих явлений несправедливости, нежелательности каких-то проявлений".

О нежелательных проявлениях говорит и звездный стилист Александр Белов, он замечает, что сейчас часто выбирают эпатажную одежду для выступлений, которая показывает необычность певца, по его мнению, часто тут представители творческой тусовки переходят грани дозволенного.

"Выбирая между эстетикой и вульгарностью, люди чаще переходят к вульгарности. То, что говорят про картинные галереи, то там как раз в обнаженных образах есть эстетика, а тут вульгарность, — отмечает эксперт в области моды и красоты. — Некоторые интимные части тела все же стоит скрывать. Это не должны видеть дети и для этого стоит ввести какие-то регламенты. Это неприемлемо, неуместно, даже с точки зрения этики странно. Если артисты сами этого не понимают, то нужно ввести нормы, которые регулировали бы эту сферу".

Конечно, пока нет и речи о том, чтобы законодательно закрепить определенную цензуру на сцене. Главное, чтобы костюмчик сидел, а не то, чтобы кто-то сел за отсутствие костюма на сцене. Такие звездочки, как Люся Чеботина, уже высказались, что уйдут из шоу-бизнеса, если введут цензуру для выступлений.

"Это личное дело каждого, уходить со сцены или нет, — говорит гендиректор концертного агентства TCI Эд Ратников. — Может быть, там есть еще ряд причин, по которым ее присутствие на сцене не очень востребовано. Поэтому девочки стараются показывать свои трусики и прочие выпуклости, чтобы получить свою аудиторию. Если больше завлечь нечем, то стараются завлечь трусами, как у нас это говорится. Кроме показывания частей тела, есть еще движения, слова — есть много приемов. Ограничиваться только одеждой и частями тела будет просто недостаточно".

Но если все это расписывать и загонять под "букву закона", говорит эксперт, то, тут, действительно, один шаг до абсурда. Пока представители шоу-бизнеса, которые не поддерживают в целом тенденцию на раздевание, предлагают вернуться к критериям морали и нравственности в обществе и надеются, что звезды отреагируют верно и перестанут вызывать дешевый фурор. Все же крен пошел в 90-2000 гг., когда все, что раньше было стыдно, стало "видно", говорит Эд Ратников, это размыло душу нации и общества. Противостоять этому можно только хорошим воспитанием, ценностями, которые берутся за основу лидерами мнений, а не законодательными запретами.

Виталий Милонов(2023)|Фото: duma.gov.ru / пресс-служба Госдумы РФ

Главный блюститель морали в ГД депутат Виталий Милонов тоже уверяет, что никто всерьез не обсуждает введение закона о внешнем виде для артистов. То, что раздаются голоса против — попытка выдать себя за жертв "тоталитарного режима", смеется Милонов:

"Никто этой дурью не занимается, в Госдуме у нас очень много своих дел. Но есть мнение наших избирателей, которые просят организаторов концертов, когда на подростковый утренник приходит артист, чтобы он понимал, перед какой аудиторией он выступает, и сопоставлял это со своим внешним видом".

Никто с рулетками бегать не собирается, чтобы измерять длину юбки на сцене, как этого нет и в обычной жизни, где почему-то люди понимают разницу между "кэжуалом" и строгим дресс-кодом, вечерними платьями и пляжными костюмами, говорит законодатель. Просто неловкая ситуация получилась с Ольгой Бузовой, которая выступала в том виде, в котором всегда, но при подростковой аудитории, и здесь претензия даже не к ней, а к организаторам концерта. Поэтому Министерство культуры выпустило рекомендации, но о законопроекте речи нет, утверждает Милонов, и никогда не будет.

"Если я положу мясо, придет мой кот Олаф и сожрет мясо, потому что он всегда это делает, он будет не виноват, буду виноват я. Если позвать Бузову, она будет в том же виде, в каком она постоянно выступает — это гарантия того, что она придет в эпатажном виде и петь не будет вообще, она не умеет этого делать. Организаторы должны это понимать, звезды должны понимать, в каком виде выходить к детям, и закон тут не нужен", — говорит Милонов.



Елена Рычкова