Аналитика


Трамп уже готовится переключиться на Китай, но и махину поддержки Украины вряд ли быстро свернет
Политика | За рубежом

Выход выдвиженца от демпартии Джо Байдена из предвыборной гонки в США делает еще более вероятной победу республиканца Дональда Трампа. Харизматичный, к тому же удачно увернувшийся от пули Трамп уверенно рвëтся к победе.

В России за этим наблюдают с надеждой, поскольку в администрации республиканцев высказываются против оказания помощи Украине, тогда как в КНР прихода Трампа опасаются, поскольку главным своим противником он и его команда называют Пекин и Коммунистическую партию Китая.

Любопытно при этом, что в китайских соцсетях Трамп всегда пользовался большой популярностью и китайские обыватели были рады видеть президентом США именно его.
У этого феномена есть сразу несколько причин:

  1. Выборы в Соединённых Штатах — это шоу. И у республиканцев в этом шоу просто более яркий кандидат. За "Сонным Джо" скучнее следить, да и сейчас достойного конкурента у эксцентричного миллиардера попросту нет.
  2. Трамп — открытый враг КНР, и в этом смысле дела с ним вести Пекину проще, чем с лукавыми, но тоже антикитайски настроенными демократами.
  3. При Байдене Вашингтон основательно увяз в украинских делах и сейчас не сможет полностью перестроиться на противостояние с Китаем.

Главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский в беседе с Накануне.RU отметил, что ожидания от смены власти в Белом Доме характерны для всего мира, Однако Китаю ничего хорошего от возвращения республиканцев ждать не приходится.

Дональду Трампу помогает служба безопасности после того, как во время предвыборного митинга в Батлере, штат Пенсильвания, США, раздалась стрельба (13 июля 2024 года)(2024)|Фото: Associated Press / Evan Vucci

"Сейчас возник такой жанр, я бы его назвал "ожидание Трампа". Во всём мире он возник — и в России, и в Китае, и в Европе. С одной стороны, это абсолютно утопическое ожидание того, что приход Трампа принесëт какие-то блага, избавление от чего-то. А с другой — понимание того, что ничего не изменится", — полагает он.

То есть, внутри этой амплитуды ожиданий есть взвешенная линия. Она, кстати, и в Китае, и в России приблизительно одинаковая и звучит примерно так: кто бы ни пришëл — Трамп, Байден, или кто-то ещё — ничего существенно не изменится. Потому что развернуть американскую политическую систему, которая сейчас в подавляющей массе настроена антикитайски и антироссийски, абсолютно невозможно.

Тот же претендент на пост вице-президента у Трампа Джей Ди Венс, который высказывался за мир на Украине, сам признавал, что так просто эту махину не развернуть.

"Мы знаем мысль Трампа, что он за один день закончит конфликт на Украине. Не закончит. Он попытается это сделать, а потом увидит, что это невозможно. Естественно, он призовëт обе стороны к примирению, к прекращению огня. А потом увидит, что у сторон есть свои позиции. И что будет дальше — это самое интересное. Что будет делать военно-промышленный комплекс Соединëнных Штатов, который подкармливает его президентскую кампанию — это тоже большой вопрос. Я совершенно скептически отношусь к тому, что Трамп придëт и быстро закончит конфликт на Украине. Это совершенно невозможно даже технически", — считает Владимир Петровский.

СВО(2023)|Фото: кадр Минобороны РФ

Также и Трамп, и его кандидат в вице-президенты говорят о том, что хотят развязать руки в отношениях с Китаем.

"Это тревожно, на самом деле. Здесь может очень быстро и очень резко повыситься градус конфликтности. Если американцы продолжат поставлять оружие, делать заявления, посылать свои делегации — это ничем хорошим не закончится. Не будем забывать про системные проблемы, которые существовали. Кто начал торговую войну против Китая? Дональд Трамп! И его нынешняя администрация совершенно не собирается отказываться от основных постулатов этой войны. Лично я не ждал бы для Китая ничего хорошего от того, что придëт Трамп", — добавил эксперт.

На период между покушением на Трампа и снятием Байдена с выборов пришëлся важный для КПК третий пленум. Китайская власть определила стратегию на ближайшую перспективу. Несомненно, в Пекине готовятся преодолеть геополитическую турбулентность. Но Владимир Петровский обращает внимание на то, что пока непонятно, как именно КПК готовится к новой реальности:

"Стремление увеличить технологическую независимость совершенно очевидно. Предполагается создание системы стратегического планирования, инвестирования средств в стратегические отрасли, инновации и новейшие технологии. В коммюнике есть слова про то, что Китай продолжит политику открытости и реформ. Это всë замечательно. Но там же акцентируется самостоятельность во внешней политике. То есть, что на самом деле имеется в виду, мы увидим позже, когда появятся отдельные отраслевые секторальные документы".



Павел Мартынов