Отношение России к криптовалютам сильно изменилось после начала специальной военной операции и введения огромного количества санкций. Еще в январе 2022 года Центробанк РФ докладывал о рисках распространения криптовалют, о рисках их влиянии на курс рубля, а также на смежные отрасли — электроэнергии, финансов и прочих — и предлагал ввести ответственность в виде штрафов за выпуск, обмен и обращение.
"Распространение криптовалют создает существенные угрозы для благосостояния российских граждан, стабильности финансовой системы и угрозы, связанные с обслуживанием криптовалютами нелегальной деятельности", — говорилось в докладе ЦБ.
Однако в 2024 году, когда большая часть каналов по оплате трансграничных платежей оказалась заблокирована, пришлось искать выход из проблемной ситуации. С некоторыми дружественными странами удалось договориться на расчеты в национальных валютах, но и тут не все так просто — например, китайские банки начали отслеживать "грязные" юани — то есть валюту, у которой прослеживается "российский след". Причина, в общем-то, банальная — опасаются вторичных санкций, хотя некоторые эксперты уверены, что Китай может делать со совей нацвалютой, что хочет, и никто ему не сможет это запретить, а значит, истинная причина кроется в другом.
Тем не менее, платежи и оформление бумаг стали проходить дольше и сложнее — не только с Китаем, а в целом на международном уровне.
"На сегодняшний день банковские санкции осложнили прохождение документов и оплаты. Если раньше на оплату трансграничных счетов уходило 20-30 минут, то сегодня уже дошло до месяца, а от этого на таможне застаиваются товары, документы идут через третьи страны и так далее", — поясняет в беседе с Накануне.RU экономист, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев.
Таким образом, власти пришли к, кажется, логичному выводу — что помочь в расчетах должна "обезличенная" цифровая валюта. Во-первых, Центробанк с 1 августа должен был начать ввод цифрового рубля, правда, пока в экспериментальном режиме — лишь с несколькими банками и их клиентами. Тем не менее, как заявляла первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова, это должно дать не только плюсы для граждан и бизнеса (ну, тут ничего нового, что она еще скажет?), но и позволит рассчитываться с другими странами, которые введут свои цифровые нацвалюты:
"Мы рассматриваем цифровой рубль и как возможность в последующем делать трансграничные операции со странами, которые также выпускают свои национальные цифровые валюты. Для людей и бизнеса в этом случае появится возможность пользоваться новой международной расчетной инфраструктурой, которая, по нашим ожиданиям, будет работать более быстро и с меньшими комиссиями".
Таким образом, под эту старую-новую запрещенную-разрешенную криптовалюту уже подвели и законодательство — с 1 сентября Россия сможет осуществлять трансграничные расчеты и биржевые торги цифровой валютой в рамках экспериментальных правовых режимов. Как пояснили в Госдуме, законопроект направлен на "узаконивание… майнинга, то есть создания криптовалют, этот законопроект позволит соответствующую деятельность осуществлять легально".
И основной причиной для столь скорого разрешения стали, конечно, международные платежи. Правда, как говорят эксперты в беседе с Накануне.RU, нововведение может внедряться не без проблем. Например, как уверяет Николай Арефьев, несмотря на срок введения цифрового рубля — 1 августа — в банках до сих пор с этими "цифрублями" не разобрались:
"Власти хотят на основе нашего цифрового рубля внедриться в криптовалюту, но дело в том, что и цифровой рубль у нас тоже не настроен, несмотря на то, что было заявлено о запуске с 1 августа. Да и закон-то сам по себе какой-то рамочный — никого ни к чему не обязывает, но, вроде как, разрешает".
Эксперт также подчеркивает, что основной проблемой, с его точки зрения, становится нехватка обученного персонала для работы с новой формой валюты, а также нехватка специалистов, чтобы в целом довести эту валюту "до ума". Таким образом, власти планируют использовать не условный биткоин, а свой цифровой рубль, но будет ли он достаточно надежен?
Как считает экономист Андрей Кобяков, надежность любой криптовалюты сейчас под вопросом — периодически то там, то тут крипту взламывают и воруют деньги с разных кошельков, а значит, при взломе можно будет отследить и всю цепочку платежей. Поэтому в данном случае, как считает Андрей Кобяков, криптовалюты могут быть выгодны и эффективны, но в какой-то краткосрочной перспективе — до первого взлома.
Но есть и другие проблемы, как отмечают экономисты, — на это же указывал и Центробанк в начале 2022 года — это высокая волатильнотсь, на чем при неумелом пользовании можно потерять много денег, по мнению Николая Арефьева. Вместе с этим стоит вспомнить, что уже давно ведется речь о создании единой валюты стран БРИКС, опять же, для упрощения расчетов между странами. Но и тут все не так просто.
"Пока спецоперация не прекращена, БРИКС становится на это время каким-то эфемерным объединением, которому не до валюты. На сегодняшний день БРИКС, скорее, подвержен разложению, а не сплочению", — полагает Николай Арефьев.
Эксперт добавляет, что и непонятно, к чему в текущей ситуации эту новую валюту приравнивать — как определить ее ценность, когда все курсы меняются? Поэтому если и создавать новую валюту, то на каких-то иных принципах, полагает экономист. Андрей Кобяков, в свою очередь, считает, что просто не получится быстро выработать какие-то приемлемые, а тем более уже доведённые до технических процедур механизмы создания единой валюты.
"Я боюсь, что другой выход просто не просматривается. Я видел достаточно панические комментарии руководителей Центрального банка о том, что, если ещё немного так продолжится, то это будет уже катастрофа. Эти слова появлялись в средствах массовой информации. В таких условиях власти начинают принимать какие-то панические меры, но насколько они хорошо продуманы — это большой вопрос", — резюмирует Андрей Кобяков в беседе с Накануне.RU.