Минэнерго РФ анонсировало переход в ценовую зону теплоснабжения части потребителей Москвы. Так называемый метод "альтернативной котельной" позволит поставщикам ресурсов не ограничиваться установленными тарифами для населения, а повышать их сверх предельных индексов и без оглядки на темпы инфляции. Уже сейчас прогнозируется скачок стоимости тепла сразу на 39%. И хотя пока речь идет только о жителях Новой Москвы, эксперты не исключают, что механизм, опробованный в столице, потом будет экстраполирован на регионы России. Взамен на колоссальный рост платежей, как обещают в Минэнерго, население якобы получит ускоренные темпы обновления теплосетевой инфраструктуры. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Правительство РФ предложило разрешить властям Москвы перейти в ценовую зону теплоснабжения и применять рыночную модель тарифообразования. Об этом сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на доклад ведомства. Для этого необходимо внести поправки в закон "О теплоснабжении", который пока запрещает использовать ценовую модель в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Из документа следует, что новый метод будет внедрен либо на всей территории столицы, либо только в отдельных ее частях. Например, в докладе фигурируют предложения касательно Новой Москвы.
Для жителей Москвы скачок цен в связи с таким переходом уже сейчас оценивается в 39%. Исходя из этого, власти столицы опасаются применять альткотельную в городе и именно поэтому настаивают на компромиссном варианте частичного внедрения методики. С позицией мэрии не согласны в Минэнерго РФ, а ценовую зону уже поддержали в ФАС. К прочему, создание ценовой зоны напрямую лежит в плоскости интересов основного поставщика — ПАО "МОЭК" (входит в "Газпром энергохолдинг").
По мнению депутата Госдумы Сергея Калашникова, предлагаемая система в корне нарушает интересы потребителей и требует детального пересмотра. Парламентарий считает, что упор необходимо делать на развитие более локальных источников тепла.
"Найти баланс между интересами потребителей и поставщиков нельзя — это иллюзия. Решение лежит в плоскости международного опыта, и здесь есть две линии. Первая — это опыт СССР, когда централизованное энергоснабжение находилось в собственности государства. Второй путь, когда частные котельные находятся на балансе собственников жилья. Во времена госсобственности решение было эффективным, за все платило государство. Сейчас нужно решить, продолжает ли государство платить или перекладывает это на бизнес. Это возможно, но только при скрупулезной разработке принципов. Условия передачи теплоснабжения частникам должны быть такими, при которых в течение определенного периода стоимость будет снижаться, а не повышаться. А не так, что отдайте тепло и право устанавливать свои цены", — поделился с Накануне.RU Сергей Калашников.
Тем не менее, метод альтернативной котельной активно продвигается властями и лоббируется крупнейшими производителями и поставщиками тепла. Ценовые зоны уже сейчас применяются в 43 городах в 20 регионах России. Среди них: Новосибирск, Барнаул, Оренбург, Красноярск, Кемерово, Чебоксары, Пермь и другие. К прочему, в последние годы руководство "Т Плюс" ведет постоянные переговоры с властями Свердловской области о переходе на альткотельную в Екатеринбурге. В столице Урала прогнозируемые последствия сопоставимы с Москвой: ориентировочный рост тарифа на тепло может составить порядка 30%.
При этом в ряде территорий, например, в Хакасии, альткотельная вызвала серьезные социальные волнения из-за роста цен. Так, согласно 10-летнему соглашению, стоимость тепла должна была устанавливаться по формуле "индекса потребительских цен + 2%". Однако в 2022 индекс потребительских цен показал рост ощутимо выше прогнозируемого. Первое увеличение произошло в Абакане в декабре 2021 года на 8%, с июля 2022 года добавилось еще 6,3%, а в 2023 — еще 11%. Мэр Абакана даже заявил, что договор с "Сибирской генерирующей компанией" может быть разорван, но в СГК заявили, что не видят правовых возможностей для такого шага.
И хотя ситуация в Хакасии осложнила переход на альткотельную в регионах, лоббисты схемы использовали в качестве аргумента череду крупных коммунальных аварий, произошедших в России зимой 2023-2024 года, в том числе в Новой Москве, где состояние теплосетей и источников находится в плачевном состоянии. Стало понятно, что ЖКХ этих территорий требует крупных вложений в модернизацию, однако вопрос, кто должен заплатить за это, госбюджет или потребители, остается открытым. Само государство дает понять, что намерено снижать вливания: в трехлетнем бюджете РФ запланировано сокращение расходов на ЖКХ в два раза — с 884 млрд руб. в 2024 году, до 506 млрд в 2025 и 381 млрд в 2026 году.