Одним из аргументов властей и всех защитников ЕГЭ является то, что он будто бы дал возможность выпускникам из далекой глубинки поступить в любой вуз страны. Оказывается, это не так: доля иногородних студентов сегодня в российских вузах меньше, чем была в советское время. Причем, что самое важное, она так и не выросла с тех пор, когда ЕГЭ без всяких обсуждений был введен по всей стране. То есть ЕГЭ вообще не привел к увеличению в вузах доли вчерашних школьников из провинции. Подробности — в материале Накануне.RU.
С 2021 года Минобрнауки публикует данные о том, сколько в вузы поступило абитуриентов из регионов. Доля первокурсников из другого региона, поступивших в государственные московские вузы на очную форму обучения по программе однопрофильного бакалавриата, в 2023 году составляла 40% (33 517 из 82 758). В этом можно убедиться, если сохранить "Форму № ВПО-1" за 2023 год (Своды ВПО-1 2023\Государственные\г.Москва_ГОС_Очная.xls). При учете многопрофильного бакалавриата — 43%. На это обратил внимание член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, лидер движения "Родная школа", профессор ряда вузов Алексей Савватеев.
В вузах Санкт-Петербурга эта доля чуть выше — 52% (21 тыс. из 40 тыс.). Но в целом по стране — лишь 29% (123 тыс. из 423 тыс.). Если добавить сюда иногородних студентов из того же региона, то эта доля будет повыше как для Москвы, так и для России. Но это не очень честно, поскольку когда защищают ЕГЭ, то говорят именно о перспективах школьников именно из глубинки, а не из Подмосковья. Поэтому, округляя, в целом получается такой результат: из других регионов в вузы Москвы поступают чуть более 40%, а в России в целом — около 30%.
К слову, в 2022 году заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева сообщала, что около 70% мест в вузах столицы занимали московские школьники. Так что результаты примерно совпадают. Итак, 30-40%. Много это или мало?
Как было раньше, точных данных нет. Но вот данные по Московскому физико-техническому институту (МФТИ). В 2023 году 45% поступивших были из другого региона, а 38% — из Москвы (16% — из Подмосковья). При этом успешность поступления москвичей была 15%, если считать количество зачисленных от количества заявлений (таблица "Анализ приема"). Среди ребят из других регионов — 10%. Этой цифры нет в таблице, но она легко выводится, если из суммарного количества вычесть Москву и область. То есть результаты поступления московских школьников даже выше, чем из регионов.
Может быть, дело в том, что уже несколько лет в школах Москвы практикуется фактически натаскивание учеников 11 классов на сдачу ЕГЭ, которая начинается с 1 февраля. И результаты оказались "выдающимися", заявил председатель Общественной палаты Москвы Константин Ремчуков. Московские выпускники стали сдавать ЕГЭ значительно лучше, снизилась доля выпускников, которые не могли преодолеть минимальный порог. При этом выросло число детей, которые сдали экзамены на высокие баллы, в том числе на 100 баллов, рассказала замруководителя департамента Олеся Лукашук. Родителям и детям это понравилось, заверяет заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Поэтому данный эксперимент будет продолжен и расширен на 9 классы.
Но данная инициатива вообще опасна, уверен руководитель общественного движения "За возрождение образования" профессор математики Александр Иванов. Ведь во втором полугодии 11 класса школы столицы прекращают прохождение программы, школьников разбивают на группы в соответствии с ЕГЭшными интересами и уровнем подготовки и шесть дней в неделю готовят к сдаче ЕГЭ по репетиторским технологиям. Родителям это экономит деньги на репетиторов, но каково влияние на образование?
Вернемся к МФТИ. В 2020 году среди поступивших было 25% москвичей и почти 50% — из регионов. Успешность поступления москвичей — 8%, из регионов — 13% (878 из 6746). А в 2010 году в МФТИ было только 13% поступивших из Москвы и 74% — из регионов. То есть доля поступающих москвичей за 13 лет увеличилась почти в три раза, а ребят из глубинки упала почти в два раза! Причем этот процесс продолжался постепенно, как можно проследить по результатам других лет. И это называется "ЕГЭ дал возможность"?
Что по другим вузам? Высшая школа экономики — один из самых престижных в стране. По данным вуза, никаких существенных изменений в региональной структуре абитуриентов нет уже много лет. Доля москвичей — плюс-минус 45%, из регионов — примерно то же самое.
В МГУ им. Ломоносова доля студентов из провинции не изменилась. В 2015 году ректор Виктор Садовничий сказал, что "за последние 40 лет соотношение москвичей и иногородних среди студентов МГУ не менялось: как до введения ЕГЭ, так и сейчас — 50 на 50".
Если ЕГЭ и дал больше возможностей для экономической миграции, то не на уровне ведущих вузов, делает вывод профессор Савватеев. Рассказы о том, что теперь открыты социальные лифты, а таланты из глубинки массово едут в лучшие вузы Москвы на благо России — это обыкновенное вранье. Ничего этого и близко нет. Что же есть?
"Скорее, речь должна идти о миграции молодежи из малых городов в мегаполисы за счет государства, которое сняло все барьеры при поступлении и оплатило общежитие поступившим на бюджет, — даже тем, кто учиться не готов. Вместе с подушевым финансированием и отсутствием стимулов к обратной миграции это не только приводит к обесцениванию вузовских дипломов, но и усугубляет депопуляцию большинства районов страны. Мы живем в самой большой стране мира. Зачем нам нужна такая территория, если генеральный план заключается в том, чтобы собраться в нескольких мегаполисах?" — заключает ученый.
А как было раньше? В журнале "Социология образования" в 2011 году была опубликована статья, посвященная мобильности студентов. В ней говорится о том, что в 1990 году среди студентов дневных отделений вузов России иногородних было почти 980 тыс., или около 60% всего контингента. Даже если вычесть из них какую-то часть студентов из того же региона, то полученная цифра все равно будет гораздо выше, чем сегодня, — примерно 45% против 30%.
Установить точную долю студентов из других регионов в 2000-х, когда вводился ЕГЭ, затруднительно. В этой статье приводится цифра чуть выше 15%, но не указан источник данных. Вызывает большое сомнение то, что доля иногородних среди студентов-очников в полтора раза выше, чем всего. Получается, что среди заочников иногородних намного меньше, а местных — намного больше. По логике, должно быть наоборот. А вот по данным опроса в пяти городах, в 2003 году в вузах было 42% студентов из других городов, в том числе в Москве — 44%. Примерно как и сегодня.
По официальным данным Минборнауки, в 2021 году в российские вузы поступили 31% студентов из других регионов. В 2023-м, напомним, 29%. То есть за три последних года произошло даже небольшое снижение. И есть все основания считать, что и по сравнению с 2000-ми, когда вводили ЕГЭ, этот процент если и рос, то только благодаря общему улучшению социально-экономических условий в то время. Сам же ЕГЭ ни при чем и ничуть не улучшил образование. Скорее наоборот. Как отмечает заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора МГУ им. Ломоносова, доктор юридических наук Леонид Головко, ЕГЭ привел к тому, что выпускники школ и студенты вузов уже не могут выдержать настоящих экзаменов, поэтому на юрфаке уже почти 80% не могут сдать сессию.
Было бы хорошо, если бы образовательные власти для подтверждения своих аргументов в защиту ЕГЭ приводили конкретные данные, а не общие фразы. Но этого нет. И ничего не предвещает, что будет.