Еще один виток запретов в информационном поле стартовал накануне с легкой руки законодателей. Теперь это касается не самих площадок, вроде YouTube, а непосредственно блогеров — всех, у кого есть в той или иной соцсети 10 тысяч подписчиков и более, обязали регистрироваться в Роскомнадзоре. В Сети эту новеллу назвали "деанонимизацией блогеров", на деле же это может стать еще одним выстрелом в ногу для официальной пропаганды. Впрочем, во всей этой истории ко всему можно приписать "хотели как лучше…". О новом "блогерском" законе — в материале Накануне.RU.
Бей своих, чтоб чужие боялись
Законопроект ввели еще в середине июня, но обратили на него внимание только после опубликования в августе, потому что как раз "блогерские" детали были "классически" втиснуты в законопроект ко второму чтению. Изначально новелла была внесена под видом борьбы с мошенниками, упор преимущественно делался на иностранных гражданах, например, законодательно запрещалось выдавать больше 10 номеров иностранцам или лицам без гражданства. Вроде бы, звучит даже неплохо.
"Документы, удостоверяющие личность, предъявляемые иностранцами при заключении договоров на оказание услуг … связи, зачастую не содержат информации, изложенной на русском языке, не соответствуют привычной … форме российских паспортов. Это в значительной мере усложняет, а иногда не позволяет корректно идентифицировать иностранцев в пунктах заключения договоров и при заключении договоров в сети "Интернет". Такая ситуация создает предпосылки к незаконной деятельности с использованием абонентских номеров, оформленных на иностранцев", — говорится в пояснительной записке.
Собственно, и обсуждение в первом чтении в основном упирались в количество сим-карт, в то, как еще лучше обезопасить пользователей и тому подобное. Через почти полтора месяца ко второму чтению законопроект вырос более чем в два раза, и уже с поправками по контролю соцсетей и предоставлению сведений о владельцах каналов и пабликов с 10 тыс. и более подписчиков он поступил в Госдуму. Все поправки значатся за авторством Александра Хинштейна, который, как и авторы изначального законопроекта, состоит в "Единой России", так что принятие было очевидным. Сразу во втором и третьем чтении в один день.
— Скажите, пожалуйста, каким образом эта цифра в 10 тыс. появилась? Поясните?
— Эта цифра появилась путем направления автором поправки — в данном случае, как вы видите, им являюсь я — в профильный комитет. Спасибо.
Красноречивый ответ депутату Анжелике Глазковой от Александра Хинштейна.
Ну а дальше — Совет Федерации и подпись президента от 8 августа, уже 15 августа закон был опубликован в СМИ и, соответственно, вступил в силу. Но некоторые его нормы начнут действовать позже: Роскомнадзор начнет вести реестр блогеров только с 1 ноября 2024 года, а запреты на рекламу, репосты и финансирование начнут действовать с 1 января 2025 года.
В список соцсетей пока входят 15 платформ: ВК, ОК, X (он же Twitter), TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RuTube, Twitch, Discord, Yappy. Впрочем до Инсты и Фейсбука (принадлежат организации Meta, признанной экстремистской в РФ) власти тоже наверняка доберутся.
Законодатели говорят, что блогеры-десятитысячники не обязаны регистрироваться в РКН, никого к этому не принуждают, просто законодательно будет ограничено цитирование незарегистрированных блогеров, а также запрет на покупку у них рекламы и перечисление им донатов.
"Никто блогеров не заставляет регистрироваться. Они могут спокойно никуда не регистрироваться, если они не хотят. Если хотят, они могут оставаться анонимными и дальше, другое дело, что они не получат соответствующий значок, и без этого значка рекламодатели не могут размещать у них рекламу. Вот и все", — поясняет в беседе с Накануне.RU депутат от "Единой России", зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев.
Он также отметил, что анонимность в блогах может оставаться, просто Роскомнадзор будет знать, кто ведет тот или иной канал. Но юристы добавляют, что Роскомнадзор может в течение суток подать требование к администрации той или иной площадки, чтобы автор паблика или канала был заблокирован. И если с каким-нибудь YouTube-каналом это, очевидно, не пройдет, то вот ВК или условный Discord на это, скорее всего, согласятся.
Что же смогут делать зарегистрированные блогеры? Как уже указывалось, они должны получить специальную метку и тогда смогут публиковать рекламу, их смогут цитировать, а сами они, судя по предварительным данным, смогут цитировать только других таких же зарегистрированных пользователей, СМИ или госструктуры. Пока это похоже на создание информационного пузыря, в котором все друг друга цитируют, но не выходят за рамки.
Депутат от КПРФ, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко в беседе с Накануне.RU выразил мнение, что если это и введение цензуры, то полезной:
"Понятие условной морально-этической цензуры довольно сильно полезно. Не только в блогосфере, в интернете, но и на телевидении, радио и в целом в средствах массовой информации. Потому что разумности, проверенной информации, качественной журналистики становится все меньше и меньше. Все гонятся за горячими фактами, важно выкинуть в эфир непроверенную информацию и дальше гори все огнем. А, как следствие, бывает и паника, и мошеннические действия".
А чужие не боятся
Однако тут возникает вопрос — а разве нет уже ответственности за фейки, дискредитацию, информацию, порочащую честь и достоинство, наконец, есть же списки иноагентов и экстремистов? Их недостаточно? Например, 16 августа Минюст внес в список иноагентов ряд телеграм-каналов, среди которых был и "Незыгарь" — его в целом стабильная статистика по подписчикам почти за три дня сократилась на 10 тыс. человек.
Политолог Сергей Марков выразил такое мнение:
"Еще раз подчеркну парадокс: несколько лет "Незыгарь" и потом еще и "Бриф" (телеграм-канал Brief также внесен в список иноагентов, — прим. ред.) рассматривались политической публикой как главные представители позиции Администрации президента России в Telegram. На "Незыгарь" ориентировались почти как на "Кремль в Telegram". И внезапное объявление их иноагентами повергло всех в шок: получается, это все было неправда? Моя версия пока — они реально представляют одну из башен, но их наказали за хамский наезд "Брифа" на Патрушева".
Таким образом, если не получилось заблокировать Телеграм напрямую, РКН может это сделать как бы с обратной стороны?
Другое опасение вызывают массовые утечки данных у разных платформ — от банков до доставки еды и даже Госуслуг — что, если и из РКН "утечет" список блогеров? Ведь регистрироваться должны все, вне зависимости от направления — хоть политика, хоть блог по выращиванию ягод на даче.
"Новелла закономерна, этого стоило ожидать. Это попытка ввести военную цензуру без объявления военной цензуры, по большому счету. Отключение разнообразных мессенджеров, перекрытие VPN-каналов и блокировка YouTube по "независящим от государства причинам" имеют точно такую же природу. Удивляться этому не стоит. Мне кажется, что в "Телеграме" сейчас присутствует такое количество "за-патриотов" с таким большим количеством подписчиков, что блокировка "Телеграма" для власти была бы самострелом. Сомневаюсь, что власть на это пойдет, по крайней мере, пока мессенджер сам не начал делать то, что делал YouTube. Это просто закатывание в асфальт всего медиапространства под военные нужды, это довольно прозрачно", — говорит в беседе с Накануне.RU политический обозреватель Константин Семин.
Он также напоминает, что и в ситуации с "Телеграмом", и в ситуации с YouTube альтернатив как таковых не создано, да, есть ВК, но это все же соцсеть в браузере, а не мессенджер в отдельном приложении и не видеохостинг с более чем десятилетней историей развития. Поэтому и подобные решения эксперты называют половинчатыми "как при царе-батюшке":
"Это соревнование чахлых, хилых российских капиталистов с прокаченными, откормленными кровожадными заграничными монстрами и ничем хорошим оно для российских капиталистов не закончится".
Обратная сторона этого закона еще и в том, что, наверное, не все авторы в действительности могут выдавать свои данные, даже если они патриоты и дают исключительно официальную точку зрения. Блогер Сергей Колясников (известный как Zergulio) в беседе с Накануне.RU напоминает, что некоторые телеграм-каналы могут вести реальные военные, которым эта деанонимизация уж точно не нужна. К тому же, и закон о фейках, и этот закон о "десятитысячниках" работают только внутри страны — а что делать с иностранными гражданами?
"То есть эта мера будет применима только к тем, кто действует открыто от своего лица и находится на территории России, кто будет соблюдать российские законы. Но те, кто их не соблюдал — они и дальше не будут этого делать. Они находятся в Испании, в Германии, на Украине — очень много каналов с Украины непосредственно. То есть я ни в ближней, ни в дальней перспективе никаких плюсов от этого закона не вижу в принципе", — уверен Сергей Колясников.
Таким образом, власть может создать информационный пузырь для СМИ и блогеров и информационный вакуум — для простых пользователей, которые начнут заполнять его другими ресурсами, многие из которых могут оказаться действительно враждебными. Какие-то блогеры, даже патриотически настроенные, могут просто не узнать про закон или не успеть внести свои данные, кто-то будет уходить "в тень", просто не видя в этом необходимости, но в обоих случаях, вероятно, количество "наших" каналов снизится, а "их" — вырастет.
"То есть сам законопроект очень странный, по сути, он ведет к тому, что информационное поле отдадут Западу в конечном итоге, потому что наши ресурсы замолчат, на них будут наложены ограничения закона, а на западные ресурсы ограничений законов наложено не будет, потому что им плевать. Соответственно, они продолжат свою работу. Естественно, сразу резко вырастет численность, посещаемость и читаемость, потому что людям бесполезно объяснять: не читайте то-то и то-то — люди ищут информацию. И если ваш ресурс перестал писать о чем-то актуальном, то люди пойдут туда, где об этом пишут", — резюмировал Сергей Колясников в беседе с Накануне.RU.