На Украине произошло то, к чему местный режим шел все годы "незалежности", — принят закон о запрете канонической Церкви — УПЦ. А Зеленский, как и прогнозировалось, подписал его в "день незалежности". Поводом послужили "связи с Москвой", из которой якобы управляют УПЦ. Что теперь ждет Церковь на Украине — в материале Накануне.RU.
Формально общественной организации "УПЦ Московского Патрирхата" на Украине и не было. Официальное название в реестре — УПЦ. Однако канонически УПЦ является частью именно Московского Патриархата (МП), хотя "отделилась" от него в 2022 году по итогам собрания епископов, на котором безо всякого обсуждения были приняты изменения в устав, прежде всего о "полной самостоятельности и независимости".
УПЦ перешла в состояние "технической автокефалии", то есть фактической автокефалии без ее самочинногго объявления (тогда это был бы отрытый раскол). В Киеве стали варить миро, начали открывать заграничные приходы, а митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий стал поминать патриарха Московского и всея Руси Кирилла не как "великого господина и отца", а в ряду других патриархов, — все это признаки фактической автокефалии. И даже она не объявляется именно из-за открытого попрания священных канонов. Именно этого хочет украинский режим — демонстративного разрыва с МП и ухода в раскол.
Украинская госслужба по вопросам этнополитики и свободы совести (ГЭСС), которая занимается церковным вопросом, озвучила требования к Церкви, которые нужно выполнить, чтобы ее не запретили. Как заявил глава ГЭСС Виктор Еленский, УПЦ должна обнародовать письма, в которых уведомляет о выходе своих иерархов из состава Священного Синода и всех руководящих органов РПЦ. Также необходимо поставить в известность поместные православные церкви о том, что УПЦ больше не является частью РПЦ. То есть публично и демонстративно отречься от РПЦ.
Формально УПЦ может выполнить эти требования, но после этого могут последовать новые. Ни о каких письмах в принятом антицерковном законе тоже не упоминается. Как пишет "Правблог", задумка украинского режима проста — погрузить УПЦ в состояние раскола, чтобы от нее отвернулись поместные православные церкви и она осталась один на один с Банковой, Фанаром и раскольниками. В этих условиях будет легче вынудить духовенство уходить в раскол.
РПЦ, естественно, резко осудила запрет Церкви. Патриарх Кирилл обратился к предстоятелям поместных православных церквей, религиозным деятелям и представителям международных организаций со специальным посланием, в котором подчеркнул, что закон вопиющим образом противоречит нормам конституции самой Украины, ее международным обязательствам и фундаментальным принципам права, не говоря уже о правах человека.
Некоторые предстоятели также открыто поддержали УПЦ: патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X, недавно избранный патриарх Болгарский Даниил, патриарх Сербский Порфирий. Понятно, что их никто не будет слушать. Интересно, что римский папа-иезуит Франциск как бы поддержал УПЦ. По-иезуитски. Он сказал, что "не надо напрямую или косвенно упразднять никакую христианскую церковь". "Упразднять", "косвенно", "ни одну"... Что стоило лично обратиться к Зеленскому с призывом не трогать УПЦ? Но этого не было сделано. Естественно, Ватикан, веками мечтающий о продвижении на восток и окатоличивании русских православных земель, является одним из главных выгодоприобретателей запрета Церкви.
К слову, формально УПЦ не запрещается прямо и сразу. Он позволяет судам запрещать деятельность любой религиозной организации, которая аффилирована с "центрами влияния" в России. А "влияние" установит комиссия ГЭСС, после чего уже суд запретит Церковь. Ей дается девять месяцев на то, чтобы устранить эти "связи", но это ничего не меняет. Так что в 2025 году на Украине начнется процесс по судебному запрету Церкви.
Бывший патриарший экзарх Африки митрополит Леонид считает, что к запрету УПЦ привело малодушие священноначалия.
"За исключением нескольких архиереев, голос которых сейчас призывно звучит, в том числе и в застенках, тест на зрелую смелость и жертвенное служение своей пастве и стране руководство УПЦ не прошло. Почему так произошло? Причин несколько. Одна из основных, на мой взгляд, отречение от Матери-Церкви и нарушение канонических правил. Сторонники идеи "договориться" старались выжить "страха ради иудейского". А нужно было давать отпор. Нужно было открывать духовный фронт и сражаться. За веру, за людей, за правду. То, что произошло, — закономерный результат. Это тяжелейшее испытание для верующего народа. Но это еще и наглядный пример того, что может случиться, когда пытаешься договориться с насильником", — написал иерарх.
Что ждет теперь Церковь, зависит от позиции ее руководства. Какую линию выберет священноначалие? Режим двумя руками толкает иерархов на путь исповедничества, а то и мученичества. Митрополит Онуфрий как может уклоняется от этого, сохраняя пока Церковь (что самое главное). Но что будет дальше? Это сейчас не знает никто.
"Правблог" считает, что в Киеве сами еще точно не определились. Но явно готовы оставить за УПЦ какое-то правовое поле только в обмен на серьезный "слив".
Российский политолог Сергей Марков пишет, что план по запрету Церкви был разработан Джеффри Пайеттом, послом США в Греции, а ранее на Украине. Главной целью является религиозная война между Россией и Украиной, чтобы в будущем молодые украинцы якобы "взрывали себя в автобусах в России поясами шахида", таково предположение близкого к Кремлю политолога.
Однако у процесса есть и другая сторона. Отныне православные христиане однозначно будут воспринимать власть еврея Зеленского как власть врага, отмечает публицист Александр Вознесенский. Еще одно следствие — рост антисемитизма на Украине, в России и в других православных странах, добавляет Марков.
У России никаких рычагов повлиять на процесс нет. Как и сотни лет назад, украинский режим твердо дал понять, что православие на подконтрольных ему территориях будет искореняться. Украинский писатель и публицист Ян Таксюр напоминает, что православие мешает тем, что является скрепляющей институцией для Малой, Белой и Великой Руси, не позволяя разорвать историческую тысячелетнюю связь со времен равноапостольного великого князя Владимира. Вот против чего по указанию с Запада восстал украинский режим.