Развитие беспилотных авиационных систем (БАС) вошло в число проектов по обеспечению технологического лидерства. Согласно нацпроекту "БАС", к 2030 году планируется производить более 30 тыс. гражданских БПЛА в год, а важная веха ожидается на рубеже 2028-2029 годов — закрепление автономности нашей дроносферы. Вообще, в России выбрано 10 направлений технологического лидерства, и нацпроект "БАС" включен в них, наряду с перспективными космическими технологиями и сервисами, что тоже неслучайно. Обсуждение перспектив дроновой отрасли состоялось 28 августа на форуме "Технопром" в Новосибирске. Подробности — в материале Накануне.RU.
Одним из наиболее перспективных направлений роста в ближайшие несколько лет должны стать авиабеспилотники. Согласно новому нацпроекту "Беспилотные авиационные системы", к 2030 году планируется производить более 30 тыс. гражданских БПЛА в год. Проект был утвержден еще под кураторством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, который теперь занимает пост министра обороны РФ.
Конечно, сроки технологической независимости в дроносфере вызывают много вопросов, особенно в свете продолжающейся СВО — не слишком ли мы долго готовимся ко вчерашним реалиям дня? Но, так или иначе, для развития отрасли сейчас необходимо "расшить" целый ряд трудностей, а пока это не сделано. Тем более, настало понимание, что дроны нужны не только в военное время, но и в мирное — а это и сельхозработы, и помощь в пожаротушении, в поиске людей, в полезной доставке грузов.
По мнению специалистов, в реализации нацпроекта пройден важный рубеж, поскольку стартовал публичный отбор претендентов на получение субсидий в рамках нацпроекта по развитию БАС. Гендиректор Фонда поддержки проектов национальной технологической инициативы Вадим Медведев отмечает, что в фонд поступило 52 заявки разработчиков на 1,6 млрд руб., из них 26 заявок будет поддержано, сейчас комиссия завершает работу по первому этапу конкурса.
О частных средствах речи практически не идет при нынешней денежно-кредитной политике ЦБ. Вадим Медведев сетует, что при таких ставках партнерам проще положить средства на депозит, нежели вкладываться в технологические проекты. Так что уповать приходится только на государственные субсидии. Тем не менее, лимиты, доведенные со стороны Правительства до фонда НТИ, имеются, и они позволят обеспечить развитие отрасли.
— У нас достаточно средств, чтобы поддержать крупные заявки до 300 млн руб., связанные с опытной партией. Требования к проектам — развитие техсуверенитета, статус резидента НПЦ, соответствие требованиям конкурсной документации, — сказал он.
Заявки на статус резидентов приходят из разных регионов. 9 НПЦ утверждены с Минпромторгом, большая работа проводится в Москве, и есть надежда, что столичный индустриальный парк "Руднево" станет крупным центром, на который смогут ориентироваться и другие регионы.
В это время подготовка кадров идет по проекту "БАС Университет 2035", надо будет привлечь в целом порядка 65 тыс. человек.
— В этом году первый год [реализации], мы плотно будем действовать в направлении популяризации [профессии], вести работу от разработки [проектов] до подготовки кадров. Хотим максимально быстро дать ресурсы, чтобы быстро напитывалась отрасль, — добавил Вадим Медведев.
Илья Юнак, директор департамента сквозных проектов АНО "Университет национальной технологической инициативы — 2035", отметил, что есть три основных шага, которые предстоит сделать в развитии отечественной дроносферы.
Главный актор здесь — автономный дрон с ИИ. Автономность, как считает Илья Юнак, состоит из двух основных параметров — время активного полета и мощность вычислителей, которые есть на борту (то есть, это дрон, работающий без связи с наземными системами, без передачи туда большого количества данных).
И поскольку мы страна добывающая, то целесообразно рассмотреть не только развитие электрических дронов — отказываться от горючего химтоплива было бы нелогично.
— И развитие гибридных силовых установок, которые позволяют увеличить ресурс маршевых двигателей на химоснове и осуществлять вертикальную взлет-посадку на электричекской, это та ниша, которая может являться вытягивающей — то есть она вытянет остальные технологии, вместо того, чтобы нам играть на поле восточного соседа и пытаться его там обыграть. Все знают, что с лидерами рынка аккумуляторов CATL конкурировать достаточно сложно, — отметил он.
Алексей Варятченко, генеральный директор ООО "БАС", считает, что автономность БПЛА в перспективе напрямую влияет на стоимость летного часа.
— Это когда дрон не требует постоянного внимания. Сейчас у нас и на пилотируемый аппарат, и на БПЛА требуется одинаковое количество персонала. А дрон должен сам принимать решение, если его миссия определяется нечетко. Если мы мониторим лес и внезапно видим заблудившихся туристов или возникает пожар, то дрон должен иметь возможность переключиться на это решение и выполнить более приоритетную задачу. Он должен сам "говорить", как он себя "чувствует". Нужно больше интеллекта на борту, помимо предполетной диагностики. Дрон должен быть настолько умным, чтобы самому уходить от столкновения с пилотируемым аппаратом. Обработка результатов тоже включена в автономность, чтобы быстрее приступать к следующим миссиям, — объяснил Алексей Варятченко суть автономности дронов.
Ожидается, что если делать ставку на автономность БПЛА, то в ближайшие три года стоимость дрона станет ниже примерно в два раза, доля оплаты труда — тоже в два раза, амортизация и сервис подешевеют на 20%.
Пока же имеем ситуацию, когда на один дрон приходится одна наземная станция управления, и это большая проблема, поскольку есть конфликт и по частотам, и нужны разные системы управления.
— Нужна космическая связь для управления большим флотом дронов. Вы все смотрели кино про Америку, когда в пустыне стоит бункер, в нем сидит человек, в экранчиках смотрит за 50 дронами и успевает управлять. Надо к этому стремиться, — рассказал Алексей Варятченко.
Кадровая проблема сейчас наиболее насущная. По мнению эксперта, готовить пилотов для ручного управления уже и не нужно, и статистика говорит, что как только человек вмешивается в управление дроном, то с БПЛА сразу что-то случается — "когда [оператору] лень рисовать кривую полета". То есть, в первую очередь оператор — компьютерщик, инженер, и в последнюю очередь от него требуется быстрота реакции.
Пока же у нас запрещены полеты в автономном режиме, а значит, никакой телеметрии, картинки в реальном режиме получить не удастся. Эксперты рассчитывают, что ситуация изменится через два года. А развитие дронофлота с автономностью, как уже было сказано, должно занять примерно пятилетку.