"Роснефть" отчиталась за первое полугодие 2024 года по добыче, денежному потоку и затратам, но, помимо довольно привычных для такой отчетности данных, в опубликованном на сайте компании документе есть и неожиданные заявления главного исполнительного директора Игоря Сечина.
Так, председатель правления и главный исполнительный директор ПАО "НК "Роснефть" отметил:
"Продолжающийся рост налоговой нагрузки оказывает негативное влияние на нефтяную отрасль. Ее высокий уровень подтверждается расчетами, по данным ФНС России и Минфина России — за 2019-2023 гг. налоговая нагрузка в нефтяной отрасли составила 75%. Для сравнения, нагрузка в других отраслях за аналогичный период кратно ниже: в банковском секторе — 27%, в горнорудной и металлургической отрасли — 35%, в добыче алмазов и драгметаллов — 31%, в газовой отрасли — 62%. Такой уровень налоговой нагрузки разрушает саму экономическую модель функционирования отрасли и нарушает права инвесторов, в том числе акционеров-физических лиц, число которых у "Роснефти" превышает 1,3 млн человек".
Что это, обычные сетования на высокие налоги или прозрачный намек "Роснефти", что банкам нужно повышать налоги? Вообще, вопросом о том, что пора бы ввести прогрессивный налог для финансового сектора, не раз задавались экономисты, и подобный законопроект вносили в Госдуму депутаты, также отмечавшие явную несправедливость существующей системы.
Уже который год банковский сектор демонстрирует рекордную прибыль, ежегодно она составляет порядка 3 трлн руб. Именно банки становятся бенефициарами жесткой денежно-кредитной политики Центробанка РФ — и речь не только об огромном количестве средств на депозитах населения (около 46 трлн руб.). Дело в том, что граждане страны активно залазят в долги даже по таким высоким процентным ставкам, и к настоящему моменту объем кредитов россиян достиг 36 трлн, что сопоставимо с годовым объемом бюджета РФ.
Недавно и президент РФ Владимир Путин обратил внимание на сохраняющуюся "опережающую динамику" в выдаче кредитов, несмотря на рост ключевой ставки, хотя каждый раз ЦБ при повышении ставки обещает охлаждение рынка и снижение инфляции.
"По оценкам специалистов, экспертов, такая ситуация [рост выдачи кредитов при повышении ставки] в значительной степени и стимулирует потребительский спрос и способствует росту инфляции", — сказал Путин.
И уже давно промышленники говорят о том, что, пока банкиры получают свои рекордные прибыли, деньги не доходят до реального сектора производства, хотя разговоры о необходимости импортозамещения набили оскомину. И теперь выясняется, что даже сырьевики, которые обычно катаются как сыр в масле, хоть и в нефтяном, тоже начали замечать некоторую несправедливость. Не так давно в России появилась прогрессивная шкала налогообложения для граждан, но банкстеры — совсем другое дело?
Вообще, увеличить налоговую нагрузку или ввести прогрессивный налог для российских банков — самый очевидный путь для того, чтобы привлечь в экономику дополнительные деньги, что позволит смягчить налоговую политику в отношении базовых отраслей, в том числе нефтянки. Экономист Валентин Катасонов в беседе с Накануне.RU напоминает, что до 90-х и у нас была такая система, а в других странах, таких как США, она существует по сей день.
"Банковский сектор сейчас показывает рекорды рентабельности, рекорды по прибыли. По прошлому году — почти три триллиона рублей прибыли. В этом году тоже не меньше будет. Но это особая тема. Сечину бы поговорить еще о том, что ключевая ставка тоже мешает развиваться всей экономике и нефтянке в частности", — говорит Валентин Катасонов.
Кредитно-финансовые организации "из воздуха" зарабатывают больше, чем вся нефтянка, и даже больше, чем весь нефтегазовый сектор. Банкиры сидят у себя в чистых кабинетах и зарабатывают больше, чем все эти "бурилы", которые пашут, качают нефть, говорит в беседе с Накануне.RU экономист Никита Кричевский.
А что есть банки, как не инфраструктура для того, чтобы реальный сектор занимался производством, реализацией своей продукцией, для того, чтобы удовлетворял потребности людей? Но проблема в том, что сам банковский сектор себя инфраструктурой не считает, он давно превращается в отдельный бизнес и всех, грубо говоря, посылает.
Необходимо менять сам подход к банковскому сектору, считает экономист Никита Кричевский. Не нужно рассматривать банки самодостаточной "вещью в себе", нужно вернуть весь финансовый сектор с небес на землю и поставить на место среди прочих инфраструктурных компонентов.
"Возможно ли изменение существующей налоговой конфигурации в будущем? Ответ однозначный — нет. Банковское лобби чрезвычайно сильно. Даже Игорь Иванович, при всем нашем к нему уважении, это лобби не перешибет. Потому что есть такие банкиры, как Греф, Костин, Фрадков-младший, такие ребята, которые выполняют столь важную функцию, как они о себе говорят, кредитуют чего-то, ОФЗ покупают. Их деятельность трудно переоценить, — поясняет Кричевский. — Игорь Иванович говорит об этом много лет, но, к сожалению, никаких подвижек в этом плане нет. Потому что банковское лобби — сильнейшее, самое мощное в России. Оно непробиваемо. И в ближайшие годы его точно не переплюнут".