Строительство наземного метро в Екатеринбурге остается под вопросом. Вопреки заявлениям главы города Алексея Орлова о начале создания ветки уже в 2025 году, в "РЖД" уточняют, что проекта еще нет в инвестпрограмме госкорпорации, а механизмы финансирования требуют уточнения правительством РФ. Отсрочка создания крупного инфраструктурного проекта создает дополнительную нагрузку на ж/д-вокзал Екатеринбурга, транзит через который оказался перегружен растущим потоком товарняков. Это уже неоднократно приводило к массовой задержке поездов. И пока вопрос о запуске наземного метро остается подвешен, системная проблема пропускной способности и сбоев в расписании поездов будет сохраняться. Подробнее — в материале Накануне.RU.
23 сентября глава Екатеринбурга Алексей Орлов официально сообщил со ссылкой на замгендиректора "РЖД", экс-руководителя "СвЖД" Ивана Колесникова, что Москва согласовала выделение средств на проект наземного метро. По его словам, строительство должно начаться уже в 2025 году.
Однако в "РЖД" в тот же день заявили, что вопрос финансирования остается нерешенным. Госкорпорация за свой счет провела обоснование инвестиций, а сам маршрут "Новокольцовский" вошел в паспорт федеральной инициативы "Мобильный город". Сейчас вся технико-экономическая документация находится в правительстве РФ и ждет принятия решения о выделении финансирования, добавили в "РЖД".
Таким образом, заявления главы Екатеринбурга Алексея Орлова, сделанные 23 сентября, оказались едва ли не дезавуированы железнодорожниками.
Как мы уже сообщали, железнодорожную линию планируется протянуть от станции "Компрессорный завод" до станции "Аэропорт Кольцово". Всего маршрут будет включать в себя пять остановок, а расстояние между конечными точками составит 10 км. После реализации проекта транспортники намерены прекратить движение грузовых поездов через пассажирский ж/д-вокзал в Екатеринбурге, и тогда станет возможным создание пассажирского центрального кольца к 2035 году. Стоимость проекта оценивается почти в 200 млрд руб. Согласно проекту, будет создано два маршрута. Помимо Новокольцовского маршрута, который в будущем вырастет до 31 км, будет протянута линия "Юго-Западная" (43 км). Вместе они будут связывать города екатеринбургской агломерации.
Проект является крайне важным для Екатеринбурга ввиду необходимости разгрузки пассажирского терминала, который в последнее время перегружен из-за роста грузоперевозок. Так, в минувшие выходные на ж/д-вокзале в Екатеринбурге произошел очередной массовый сбой в расписании движения поездов. Люди жаловались, что ожидание поездов по отдельным направлениям превышало час, а в пути составы делали длительные остановки, например, в районе станции Исток. В "СвЖД" списали задержки на проведение технических и ремонтных работ на железнодорожных путях, в связи с чем пригородные пассажирские компании вносят изменения в расписание. Причем, ситуация, произошедшая в минувшие выходные, не редкость. До этого многочисленные опоздания на час и более фиксировались 14 и 16 сентября.
Параллельно с этим наблюдается перегруженность пригородного ж/д-транспорта со стороны Дружинино: пассажиры жалуются, что мест в электричках для всех не хватает и вагоны буквально набиты битком. Коллапс в этом направлении обусловлен беспрецедентными ремонтными работами на дороге в сторону Перми, которые, буквально, заблокировали федеральную трассу М12. Водители автотранспорта ежедневно проводят в пробках возле Дружинино до восемь часов в попытке пробиться в Екатеринбург.
Таким образом, полуторамиллионный мегаполис в этом году оказался фактически в транспортной блокаде. Выбраться из города или попасть в него оказывается проблематично. Что касается железнодорожного транспорта, то, согласно отчету "СвЖД", в январе – августе 2024 года на свердловской магистрали внутри страны и на экспорт отправлено 211,8 тыс. груженых контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В них перевезено 3,8 млн тонн различных грузов (прирост составил 2,6%). При этом, по отдельным категориям грузов, как, например, леса и нефтепродукты," перевозки выросли на 21,7% и 17,4% соответственно.
Для обеспечения доставки грузов по запросу холдинга "Сибур" "СвЖД" даже запустила ускоренную доставку пропилена поездами повышенной длины из Тюменской области на Дальний Восток. Первый 100-вагонный поезд был отправлен 16 сентября со станции Тобольск на станцию Владивосток. Далее груз морским путем будет доставлен в Китай. Отправлять такие составы планируется на регулярной основе, не менее пяти раз в месяц. Растущие поставки в этом направлении связаны с экспортной переориентацией на Китай, однако инфраструктура оказалась не готова к такому росту потока. Сейчас в целях увеличения экспортного потенциала "РЖД" реализует проект реконструкции "Восточного полигона" — участка Байкало-Амурской магистрали.
Так или иначе, Екатеринбургу необходим комплексный подход как в части развития пассажирского транспорта, отделения грузовых потоков, так и сохранения альтернативных транспортных артерий. Депутат ЗакСО Сергей Карякин считает, что проект наземного метро поможет разгрузить транспортные потоки в столице Урала, однако окончательное решение по нему еще не принято.
"Наземное метро должно очень хорошо поспособствовать разгрузке. Я разговаривал с жителями Верхней Пышмы после запуска трамвайной ветки до Екатеринбурга, они остались очень довольны. При этом стоимость "наземки" в десятки раз ниже классического метрополитена. Даже если в дальнейшем найдутся деньги на постройку метро, ж/д-линия все равно останется востребованной. Здесь я склонен доверять Алексею Орлову, что вопрос с финансированием почти решен, но даже после решения о выделении средств все может развернуться на 180 градусов. Какие бы грамотные лоббисты у нас ни были, здесь влияет сумма факторов, в том числе, и удача", — заявил Накануне.RU Сергей Карякин.