Такси из пункта "А" — официальных агрегаторов, уходит в пункт "Б" — серую зону заказов. Таков итог того, что ровно год назад в силу вступил закон о лицензировании. Водители подальше от социальных рейтингов пошли поближе к народу — в социальные сети и мессенджеры. Сегодня в Telegram зарегистрировано более 200 групп и около 30 чат-ботов для вызова машины, поездки обходятся дешевле для пассажиров, но не могут считаться безопасными. В наш технологический век ворвались те самые "бомбилы", которых ловили с руки, только теперь в помощь идут телефоны. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Прошел год с тех пор, как водители такси должны были оформить лицензию на работу, без этого агрегаторы не могли переводить заказы на поездки. В законодательном проекте были прописаны не только требования о техническом обслуживании автомобиля, но и параметры для личных характеристик водителей. Так, в такси не могли работать сотрудники с судимостью: за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж или разбой, преступления против половой неприкосновенности, средней тяжести и более тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности.
Для того, чтобы трудиться официально, нужно было еще заключить и официальный договор с агрегатором. Больше всего жалоб было на необходимость ежедневного медосвидетельствования для людей и техомсотров для машин. Еще тогда в профессиональном сообществе предупреждали — весь перечень необходимого слишком длинный, получить разрешение на работу будет непросто, а значит, появится серая зона, куда уйдут "в закат" как минимум совместители точно. Кстати, год назад тех, кто "таксует для души, а на самом деле у меня бизнес", было большинство. Государство попыталось создать профессиональный стандарт и оставить лишь "квалифицированных" водителей такси. Но вышло как вышло.
И вот гендиректор АНО "Цифровые платформы" Арсений Щельцин обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поддержать идею цифровизации разрешительных процедур в сфере пассажирского такси, якобы он обеспокоен ростом объемов серого рынка такси в интернете, которого "пять лет назад еще не было", пишет "Коммерсантъ".
Экономически все объясняется тем, что без агрегатора работать легче, а цена становится в два раза меньше. Интересно, что серая зона "белеет", так что некоторые платформы и сообщества начинают вводить комиссию для водителей. Но только налогов якобы государство с этого не имеет, и вообще — небезопасно такое вождение, поездки не регистрируются, но все же клиент всегда понимает, что он выбирает, когда едет по тарифу совместных поездок или заказывает такси у частника через чат-бот. Правила перевозок так могут не выполняться. Но нужны ли они вообще?
"Во-первых, все эти правила писаны кровью наших пассажиров и водителей, поэтому отменять никто ничего не будет. А во-вторых, почему все засуетились? Раньше такие же правила были, просто их никто не выполнял. И за этим уполномоченные органы не смотрели, не наказывали. А сейчас стали наказывать. Агрегаторы засуетились, потому что, если они передали заказ нелегалу, а нелегал у нас сейчас каждый второй, если он не выполнят требования закона, с них начнут спрашивать", — говорит в беседе с Накануне.RU заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.
По мнению эксперта, про рост серого рынка много преувеличенных слухов, по его оценкам, ушел лишь 1% водителей, и выгодно это прежде всего самим агрегаторам.
"Это вброс агрегаторов, чтобы облегчить правила. Транспортное законодательство написано для всех, в том числе и для самозанятых. Какая разница — самозанятый или юрлицо, разницы никакой нет. Требования одинаковые, и ты должен соблюдать эти требования. Не можешь соблюдать — уходи с рынка. А агрегаторы с помощью соцсетей напридумывали всякой ереси, цифровые платформы какие-то, непонятные персонажи пишут письма на имя Мишустина с просьбой отменить законодательство для самозанятых, как-то облегчить им жизнь. Ну, тут можно договориться до такого, что давайте правила дорожного движения тогда отменим для самозанятых", — сетует Андрей Попков.
Черный рынок такси существует в тех или иных регионах Российской Федерации, где-то себя чувствует довольно комфортно, к примеру, в Крыму, говорит в беседе с Накануне.RU председатель московского профсоюза такси "ДОБРО" Николай Кодолов. Действительно, никакого контроля за качеством сервиса, за водителями, за состоянием автомобиля там и в помине нет. Какие там используются машины, кто их контролирует, проверяет, тоже непонятно.
Эксперт видит причину растущего рынка нелегалов именно в том, что был принят закон о лицензировании, но еще постарались тут и агрегаторы с принуждением брать все заказы подряд, даже если они невыгодные. Также агрегаторы скрывают массу информации от водителей, сейчас это будет решаться на законодательной основе — рассматриваются поправки, после которых агрегаторы должны будут давать водителям более подробную информацию о совершенных поездках, о проведенных маркетинговых акциях, о том, как планировалось время поездки изначально, на какую сумму участвовали перевозчики в маркетинговых акциях — чтобы был анализ деятельности. Сейчас никто этого не знает, работают практически вслепую, говорит Кодолов. Так что пока вполне понятно, почему некоторые идут в серую, а иногда и в черную зону.
"Серая зона — это та же зона, что белая, только водители не платят налоги и не являются официально перевозчиками, не устроены в штат, либо они просто арендуют машину у перевозчика, либо подключены через "прокладку" — переключашку агрегатора к заказам, вот это серая зона. Черная зона — это работа вообще без каких-либо агрегаторов, через какие-то телеграм-каналы, соцсети и так далее, без уплаты налогов, официальной регистрации. Чтобы черная зона не росла, требуется довольно серьезная работа исполнительной власти в плане контроля, закупок периодических, к сожалению, в регионах большая проблема с этим", — приходит к выводу Николай Кодолов.