В 2024 году зафиксирован небывалый рост цен на авиабилеты. В августе стоимость перелета в эконом-классе выросла на 30%, следует из данных Росстата. Средняя цена перелета в экономическом классе в расчете на 1 тыс. км пути в августе составила 7912,64 руб. Это антирекорд для августа за все время ведения статистики (с 2000 года). Похожий существенный рост цен наблюдался в августе "кризисного" 2008 года.
В нынешнем году на подорожание повлияли такие факторы как чрезмерная зависимость российской авиационной отрасли от импортных самолетов и запчастей, закрытие многих крупных аэропортов в центральной и южной части страны и отмена прямых рейсов в страны Запада. Кроме того, удорожание авиабилетов может быть связано с повышенным спросом и даже с повышением платежеспособности населения. Подробнее — в материале Накануне.RU.
10 октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что пока не отмечает необоснованного роста цен на авиабилеты по России. Об этом журналистам сообщил руководитель службы Максим Шаскольский в кулуарах Всероссийской конференции в сфере закупок. "Есть определенные изменения тарифов на обслуживание в аэропортах. Поэтому мы пока не можем сказать, что есть какой-то экономически необоснованный рост", — заявил руководитель ФАС.
Однако авиаперевозчики подтверждают наличие проблемы и связывают подорожание с последствиями резкого роста цен на авиакеросин. В частности, компания S7 обратилась в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта и попросила совместно с Минэнерго и Минтрансом провести анализ стоимости керосина в воздушных гаванях, а также приложить усилия для снижения рисков дефицита.
Говоря о сильном подорожании авиабилетов в августе, нельзя не учитывать и фактор сезонности: в этот месяц на авиаперелеты приходится традиционно повышенный спрос — это связано с сезоном отпусков. Соответственно, в результате повышения спроса повышаются и цены. Ближе к ноябрю цены, как правило, снижаются, однако к новогодним праздникам стоимость вновь достигает "локального пика", говорит в беседе с Накануне.RU главный редактор отраслевого агентства АвиаПорт.RU Олег Пантелеев. И сейчас, как считает Пантелеев, цены снижаются, если сравнивать их с летним периодом.
Кроме того, судя по практически полной загрузке самолетов и отсутствию пустых кресел в салонах, граждане готовы платить за авиаперелеты. Собеседник Накануне.RU считает, что причина тому — возросшие доходы людей, занятых в ряде отраслей экономики. При этом доступность билетов для потребителя вовсе не говорит о том, что санкции никак не повлияли на рынок авиаперевозок. Из-за сложностей с импортом, покупка и доставка запчастей для технического обслуживания подорожала как минимум в два раза, но это не сильно ударило по кошельку потребителей.
"Рост доходов населения дал возможность авиакомпаниям благополучно переложить возросшие расходы на потребителя", — полагает Пантелеев.
Если же говорить о возрождении отечественного самолетостроения, то оно сопряжено со множеством трудностей, хотя и преодолимых, считает руководитель агентства "АвиаПорт". Производство предстоит строить с нуля. Простыми словами: для того, чтобы произвести самолет, нужно сначала произвести станки, на которых можно будет изготавливать уже сам самолет. При этом не будет возможности использовать западное оборудование. Кроме того, сейчас на рынке труда сложно найти квалифицированных специалистов.
С другой стороны, курс на импортозамещение был взят еще 10 лет назад и сейчас есть некоторые наработки в этой сфере.
"Сейчас мы уже имеем возможность испытывать на самолёте ряд систем, бортовое, радиоэлектронное оборудование и так далее. С этой точки зрения, конечно же, нам не нужно ждать ещё лет 10. Но год-другой подождать придется", — заключает Олег Пантелеев.
Президент фонда "Партнер развития гражданской авиации" Олег Смирнов, напротив, считает главной проблемой авиационной отрасли России именно отсутствие отечественного самолетостроения. Из-за зависимости от импортных самолетов и комплектующих, российский рынок авиаперевозок оказался в очень уязвимом положении после введения санкций со стороны Запада.
"Почти 100% авиаперевозок производились на самолётах западного производства. Санкции нас поставили в тупик", — подчеркивает Смирнов в беседе с Накануне.RU, говоря о необходимости возрождать национальное самолётостроение. Остроту проблемы удалось смягчить дополнительной закупкой "Боингов" и "Эйрбасов" в нейтральных юрисдикциях, таких как Маршалловы острова. Однако, по прогнозам эксперта, имеющихся самолетов хватит примерно на пять лет. После этого авиационная отрасль окажется в крайне тяжелом положении. Поэтому сейчас необходимо начать развивать собственное авиастроение, и делать это как можно скорее.
Важно отметить, что в январе 2024 года Правительство РФ объявило создании инвестпроекта по производству и выпуску более 600 самолетов для российских авиакомпаний до 2030 года. Проект будет профинансирован за счет средств Фонда национального благосостояния. Однако собеседник Накануне.RU считает эту программу "некомпетентной".
"Для того, чтобы произвести 600 самолетов, необходимо 1200 двигателей и миллионы комплектующих, ведь самолёт — сложнейшее изделие", — объясняет Олег Смирнов и указывает на то, что в России на сегодняшний день не существует ни одного завода по массовому производству двигателей для самолетов.
Олег Смирнов также обращает внимание на проблемы в обслуживании авиапарка из-за сложных схем ввоза иностранных комплектующих, которые нужны ежедневно.
"Сейчас цена поддержания технической лётной годности самолёта обходится значительно дороже, чем до введения санкций", — подчеркивает президент фонда "Партнер развития гражданской авиации".
Стоит также не забывать существенные убытки, понесенные авиакомпаниями после закрытия для гражданской авиации аэропортов на юге России и в приграничных с Украиной регионах, а также "закрытие неба" для российских самолетов со стороны Европы и США и невозможность осуществлять прямые рейсы в эти направления. Учитывая все это, "авиакомпании вынуждены повышать цены, просто чтобы выжить", заключает эксперт.