Аналитика


Северокорейцы сжигают мосты с Югом
Политика | За рубежом

Вооружённые силы КНДР начали взрывать дороги, связывающие северную часть Корейского полуострова с южной. Так Пхеньян принялся выполнять свои обещания о полном перекрытии всех межкорейских автомобильных и железных дорог. Любопытно, что в тот же день, когда были сделаны эти заявления, Верховное народное собрание КНДР приняло поправки в Конституцию. Точный их текст неизвестен, но, как ожидают эксперты, ожидается отказ от курса на объединение с Югом и определение границ Северной Кореи.

Как рассказал Накануне.RU кореист, эксперт РИСИ Роман Лобов, ожидания поправок в Социалистическую конституцию о новом правовом статусе межкорейских отношений как "отношений двух враждебных государств" исходили в первую очередь от наблюдателей из Республики Корея.

"Конкретики по внесенным изменениям пока нет и имеет смысл дожидаться публикации новой версии Основного закона, а потом делать выводы", — подчеркнул он.

Что касается государственной границы КНДР, то она может быть зафиксирована в основном в пределах текущей юрисдикции Пхеньяна. Однако по-прежнему неясна ситуация вокруг размежевания в акватории Желтого моря: подходы Пхеньяна и Сеула к демаркации межкорейской морской границы различаются, налицо территориальный спор двух государств, который гипотетически может дать почву для вооруженных столкновений.

Эксперт напомнил, что курс на сближение между двумя Кореями завершился после провала Ханойского саммита (февраль 2019 г.). К июню 2020 г. межкорейские отношения вновь оказались на грани кризиса, что продемонстрировал подрыв здания офиса связи в Кэсоне. Отношение же официального Пхеньяна к Юн Сок Ёлю и его администрации с самого начала было откровенно плохим. Так или иначе, стороны воспринимают друг друга как врагов, межкорейские коммуникации не функционируют, действие Межкорейского военного соглашения де-факто полностью денонсировано.

Как отмечает китайский милитари-канал "Волны Южно-Китайского моря", перекрытие транспортного сообщения является не предвестником наступления КНДР, а свидетельством перехода Северной Кореи к обороне, а также символическим актом вроде сноса Арки объединения (на фото превью), которая недавно пропала со спутниковых снимков.

Роман Лобов отметил, что, во-первых, после прекращения функционирования основных объектов межкорейского экономического сотрудничества, включая Кэсонский промышленный комплекс и туристическую зону в Кымгансане, транспортное сообщение между двумя Кореями было сведено к минимуму.

Во-вторых, в Пхеньяне демонстрируют, что не просто не заинтересованы в выстраивании взаимоотношений с Сеулом как с враждебным актором, но и понимают, что такое сотрудничество невозможно на практике. Даже если в РК к власти вновь придет либеральное правительство, комплекс системных ограничений (в том числе альянс с США) не позволит Сеулу всерьез реанимировать политику "солнечного тепла" даже в весьма урезанном варианте, как это было на первом этапе президентского срока Мун Чжэ Ина. И это обстоятельство, по всей вероятности, понимают и в КНДР.

На этом фоне южнокорейское руководство критикуют и в Китае. В местных соцсетях обсуждается снимок, на котором президент Юн Сок Ëль запечатлëн склонившимся перед командующим американским контингентом.

Юн Сок Ëль склоняется перед командующим американским контингентом(2024)|Фото: mp.weixin.qq.com

"Видно, кто здесь хозяин"; "Юн похож на главу колониальной администрации", — такими комментариями сопровождается это фото.

Ситуация резко обострилась после того, как южнокорейские беспилотники разбросали агитационные листовки над Пхеньяном. Север счëл эти действия "наступательным актом" и пообещал жëсткий ответ, а военные в Сеуле пригрозили "концом режима", если КНДР причинит вред населению Южной Кореи.

По мнению китайского политолога Чжань Хао, две Кореи еще не дошли до того, чтобы окончательно "разбить друг другу лица", но важнее, что до такой готовности не дошли США и Китай. В то же время, эта готовность непрерывно усиливается. Вашингтону важно разжечь пожар войны у границ Китая, полагает Чжань Хао. Со своей стороны Пекин провëл учения по окружению Тайваня. Это особенно примечательно, поскольку КНДР, несмотря на громкие заявления, на рейд беспилотников пока не ответила.

Восточное командование НОАК доложило о готовности начать операцию по освобождению острова в любой момент. Таким образом, технически китайская армия и флот готовы к борьбе, и вопрос заключается лишь в принятии политического решения. Если США начнут операцию против КНДР, то не исключено, что Пхеньян с использованием ядерного оружия и с китайской военной помощью захватит Южную Корею, а Китай решит вопрос воссоединения с Тайванем.

США же и их союзники растянут свои силы на два фронта. При этом существует риск вовлечения американских войск в большую войну на Ближнем Востоке. Осознание этого факта, возможно, является главным фактором, удерживающим Пентагон от резких шагов.



Павел Мартынов