Российский авторынок переживает не лучшие времена. Так, стало известно о росте стоимости запчастей для автомобилей на 78% с начала текущего года. В страховых компаниях сообщали, что больше всего подорожали запчасти для машин концерна VAG, например Volkswagen, Audi и Skoda — их цены выросли почти в два раза. За два года комплектующие ряда брендов подскочили в стоимости на 264%.
Цены меняются из-за усложнения схем доставки запчастей в условиях обхода антироссийских санкций. В союзе автостраховщиков заявили, что динамика цен для разных марок автомобилей связана, в частности, с санкционными мерами. В их условиях постоянно меняются каналы и схемы поставки запасных частей в РФ, поэтому расходы поставщиков и продавцов запчастей меняются, и это влияет на конечные цены для потребителей. При этом страховые компании стараются просчитать рост стоимости и включить их в конечную стоимость полисов каско.
Ситуация усугубляется проблемами с оплатой, в результате которых 30-40% грузов с запчастями стали "зависать" перед отправкой. Если раньше детали получалось доставлять за 15-30 дней в зависимости от региона, то с лета ситуация изменилась: успешно доходят за те же сроки только 60-70% контейнеров. Из-за того, что транзакция не проходит, груз останавливается, и полностью сформированный контейнер возвращается обратно.
Своим мнением по поводу нынешнего положения рынка автодеталей с Накануне.RU поделился директор по послепродажному обслуживанию ГК АВТОДОМ Алтуфьево Роман Тимашов. Он подтвердил, что ситуация в этой отрасли действительно неутешительная.
"По нашим подсчетам, средняя стоимость запасных частей выросла на 50% по сравнению с прошлым годом. Для примера несколько кузовных позиций на премиальные бренды: лобовое стекло для VOLVO XC 90 в 2023 году стоило 82 тыс. 045,78 руб., а в 2024 — 113 тыс. 583,11 руб., фара для AUDI Q7 в 2023 году стоила 210 тыс. 033,00 руб., а в 2024 уже 369 тыс. 922,62 руб.", — рассказывает эксперт.
По его словам, рост цен обусловлен несколькими причинами: увеличение стоимости сырья, вызванное общемировой инфляцией, повысило и стоимость запасных частей у производителя. Следующий фактор — рост курса валют и сложности с расчетами, вызванные ростом комиссии за перевод. И, наконец, введенные против России санкции значительно осложнили логистику — европейские запчасти приходится ввозить через Турцию, Китай и ОАЭ. В результате, растет "плечо" доставки и ее стоимость.
Учитывая все эти обстоятельства, запчасти будут дорожать и дальше — предпосылок для обратного пока не наблюдается. При этом, российский автопром страдает от всех этих факторов не меньше, чем иностранный, так как отечественное автомобилестроение зависит от импортного сырья и оборудования, отмечает Роман Тимашов. В конечном итоге, рост цен на новые автомобили приведет к повышению платежей по кредиту (по сведениям эксперта, более 50% автомобилей приобретаются в кредит), а во-вторых, есть риск того, что ассортимент брендов и моделей сократится и покупать автомобиль "из салона" станет просто невыгодно — люди все активнее выбирают автомобили с пробегом.
Вице-президент "Национального автомобильного союза" Антон Шапарин в целом признает наличие проблем на рынке комплектующих для автомобилей. Однако заявление Российского союза автостраховщиков о повышении цен на 78% он объясняет корыстным интересом организации. Логика понятна: чем выше стоимость запчастей и самого автомобиля, тем дороже страховка.
"Страховые компании традиционно используют новости про рост цен на запчасти для того, чтобы обосновать повышение тарифов на ОСАГО. И сегодня появились новости о том, что они как раз-таки предлагают повысить стоимость ОСАГО", — объясняет эксперт. Действительно, Российский союз автостраховщиков (РСА) допустил, что средняя стоимость полиса ОСАГО с начала 2025 года может увеличиться на 7-10% из-за проявившегося эффекта роста цен на автозапчасти, который наблюдается с июля этого года. Об этом 16 октября сообщил "Интерфакс".
Антон Шапарин считает, что через громкие высказывания о резком подорожании запчастей на 78% РСА хочет подтолкнуть Центробанк к повышению тарифов на ОСАГО. При этом Национальный автомобильный союз наблюдает повышение стоимости, хоть и не настолько драматичное. А на некоторые позиции стоимость не только не выросла, но и снизилась относительно 2022 года, например, на лобовые стекла.
"Понятно, что обслуживание автомобилей безусловно дорожает и переходит в категорию "тяжелого люкса" для большинства граждан РФ. Необходимо, чтобы государство создавало условия для отсева некачественных, контрафактных запчастей, и для ввоза в Россию и производства качественных автокомпонентов", — так видит решение проблемы вице-президент Национального автомобильного союза.