Каких только заявлений не сделали на полях саммита БРИКС в Казани. "Антизападная коалиция" угрожает всей долларовой системе, её институтам: МВФ и Всемирному банку. Однако разговоры про разгром доллара от членов БРИКС идут давно, а на деле что? Своим мнением с Накануне.RU поделился экономист Валентин Катасонов.
— "БРИКС может заменить международные финансовые институты, включая МВФ и Всемирный банк", — заявил накануне саммита в Казани постпред Кубы при ООН Эрнесто Соберон Гусман. Насколько это реально и в чем практическое значение этого может быть?
— Нет, это все фантазия, это воздушные замки. БРИКС — это очень аморфная структура.
МВФ — это очень жёсткая структура со своим уставом и действительно очень серьёзный институт со своими обязательствами для каждого члена МВФ, а здесь аморфное какое-то образование БРИКС, сначала было BRIC — кирпич в переводе с английского. А откуда взялся этот термин — аббревиатура BRIC? Придумал его главный экономист "Голдман-Сакс" О-Нил.
Сначала была четвёрка: Китай, Индия, Россия, Бразилия, потом добавили Африку, а что между ними общего? Африка от Бразилии через океан. Россия от Бразилии тоже на другой стороне Земного шара. Посмотрите на статистику. Бразилия имеет главным партнёром Соединённые Штаты, а Россия у Бразилии на 10 месте, условно говоря, точно так же, как у России Бразилия где-нибудь тоже на 10 месте. Где эта тесная связь торгово-экономическая? Её нет. А если нет тесной торгово-экономической интеграции, то о какой общей валюте может идти речь?
— Но ведь были аналоги-прообразы таких объединений — тот же СЭВ?
— Если вспомнить существовавший во времена соцблока Совет экономической взаимопомощи, то это было содружество социалистических стран, затем инвестиционная и производственная кооперация и сотрудничество, а уже потом вишенка на торте — валютная интеграция. Так оно и было. Потом уже появился и переводной рубль — это многосторонний клиринг.
В случае с БРИКС ничего подобного нет, поэтому это все "бла-бла". Я даже не хочу про финансы и про так называемую валюту БРИКС говорить. Ну а тут принимают все новых и новых членов. А что общего между этими странами? Они даже по идеологии, по политике разные. Я не знаю, примут или не примут Турцию в БРИКС, но Турция — член НАТО. Вы троянского коня сюда хотите, в БРИКС? Да тут каждая страна может в любой момент взорвать всю ситуацию. Ну, правда, взорвать особенно нечего.
Да, иногда любят козырять, что вот на 9-10 стран БРИКС (по-разному считают, то 9, то 10 стран) приходится большая доля мирового ВВП, чем на "Большую семёрку". Но дело в том, что "Большая семёрка" интегрирована очень тесно, прежде всего интегрированы их центральные банки, там есть валютные свопы, а здесь ничего нет.
Я понимаю, Си Цзиньпин приехал в Казань просто ради политеса, ради протокола. Я думаю, что ему, на самом деле, БРИКС не особенно нужен, ему нужен американский рынок. Если вы посмотрите на статистику внешней торговли Китая, то вы увидите, что американский рынок для Китая — гораздо больший рынок, чем суммарный рынок всех стран БРИКС, поэтому о чем говорить? Это просто некая такая демонстрация солидарности на почве не то что ненависти, а неприятия Запада с его всякими выпадами.
Но ещё раз повторяю, если мы действительно хотим показать, что мы умеем интегрироваться, так вы хотя бы покажите это на примере Союзного государства Россия — Белоруссия — там проблем хоть отбавляй, причём проблемы в основном мы создаём, а не белорусы. Вместо того чтобы заниматься этими воздушными замками, вы бы лучше подумали о том, как нам сохранить ближнее зарубежье, которое от нас разбегается в разные стороны. Вот для нас главный приоритет. Говорили, что российский рубль будет валютой в странах СНГ или Евразийском экономическом союзе, но ничего не получается.
— Может, БРИКС будет структурой, которая сможет противостоять санкциям?
— Я тут был на одном мероприятии, достаточно закрытом, там выступали МИДовцы, тема была "вторичные санкции против России". И я тогда задал вопрос докладчику: ну вот смотрите, я учился в МГИМО, нам рассказывали про блокады торговые, кредитные, и тогда нам объясняли, что эффективным инструментом против таких блокад были клиринги, бартеры, зачёты встречных требований.
Я говорю: для того, чтобы все это работало, необходимы межгосударственные соглашения. Понятно, что бартер между, скажем, китайской отдельно взятой компанией и российской отдельной компаний очень ненадёжен, неустойчив, да и неэффективен. А вот если, предположим, организовать бартер с участием тысячи российских и тысячи китайских компаний, то это будет очень красиво и очень эффективно, но для этого необходимо межгосударственное соглашение, как это было в старые-добрые времена. У Советского Союза были межгосударственные соглашения по торговле, по инвестициям и по расчётам, в том числе клиринговым расчётам со всеми странами социализма, и даже с западными странами — все это было. Я такой развёрнутый вопрос сформулировал докладчику.
Я спрашиваю, есть ли у МИДовцев ощущение того, что какие-то делаются усилия для того, чтобы разработать и подготовить такое межгосударственное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой? На что ответ был такой: ну у нас же рыночная экономика. То есть у нас этого быть не может по определению. И каждый борется с санкциями в одиночку.
— Декларацию о намерениях реформировать Бреттон-Вудские институты — МВФ и ВБ — все-таки приняли участники саммита БРИКС в Казани, но подобные заявления давно делаются, а на деле что?
— Я уже следил за предыдущими саммитами БРИКС. Я, честно говоря, уже даже и не смотрю и не слушаю то, что происходит в Казани, потому что мне все это надоело. Честно скажу, мне это надоело. Сколько было деклараций насчёт того, что мы союзники, а вы посмотрите, китайские банки практически прекратили расчёты по торговым сделкам с Россией. Индусы тоже боятся. Турки тоже.
Ну так, ребята, если вы такие боязливые, какие же вы союзники? — вы даже не торговые партнёры. Я всегда вспоминаю слова императора Александра III, который говорил: у России есть только два союзника — армия и флот. Нам необходима экономическая мобилизация, а этой экономической мобилизации нет, её нет даже после того, как началась СВО 24 февраля 2022 года, её и на сегодняшний день нет.
А тут заявление Силуанова и его заместителя Моисеева, что, мол, необходимо и дальше проводить приватизацию. В условиях мобилизации необходимо, наоборот, усиление государства. Наоборот, надо добиваться, чтобы все предприятия оборонно-промышленного комплекса были государственными. У нас ведь в ОПК половина компаний частные, а может быть, и больше, сейчас не могу точно сказать, потому что реестр предприятий ОПК был закрыт после 24 февраля 2022 года. Но понятно, что для компании, которая является частной, главная цель — это не победа России, а максимизация её прибыли. Вот о чем надо говорить.