26 октября в Грузии прошли парламентские выборы. По итогам обработки 100% протоколов, победила правящая партия "Грузинская мечта" — она набрала 53,9% голосов и имеет право единолично формировать правительство. Пятипроцентный барьер преодолели четыре оппозиционные партии — у "Коалиции за перемены" 11%, у партии "Единство — Национальное движение" — 10,2%, у "Сильной Грузии" — 8,8%, у партии "Гахария за Грузию" — 7,8%. Все они отказались признавать итоги выборов и заявили об акциях протеста. Выходить на улицы призвал и бывший президент Грузии Михаил Саакашвили.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили также отказалась признать результаты выборов в парламент. Глава государства считает, что избранное правительство нелегитимно и, вслед за оппозиционными партиями, призвала жителей страны устроить акции протеста в Тбилиси. Она подчеркнула, что протест будет мирным. Отметим также, что грузинская оппозиция считает избранное на прошедших выборах правительство либо подконтрольным Кремлю, либо просто "пророссийским".
При этом, реакция западных чиновников была менее однозначной — они призвали провести расследование сообщений о нарушениях на выборах, но не стали заявлять о нелегитимности избранной власти или о том, что выборы полностью сфальсифицированы. Например, Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель расплывчато сказал о "напряженной обстановке" при голосовании и "проведении кампании в поляризованной атмосфере".
Политолог, руководитель Центра исследований проблем глобализации Александр Чачия в разговоре с Накануне.RU указывает на то, что отказ грузинской оппозиции признавать итоги выборов был вполне прогнозируемым. Чего нельзя сказать о крайне сдержанной реакции США и Евросоюза, которые хотели бы смены нынешнего руководства Грузии. По мнению политолога, переизбранная партия "Грузинская мечта" олицетворяет собой прагматичное правительство — ради сохранения мира, оно стремится сохранять ровные и спокойные отношения с Россией. Этот прагматизм раздражает Запад, которому, по мнению политолога, была бы выгодна конфронтация Грузии с Россией — создание нового очага напряженности на южных границах России привело бы к открытию "второго фронта", вдобавок к украинскому.
Однако нельзя говорить о том, что правящая партия пользуется всесторонней поддержкой грузинского народа. Во многом, она использует драматические для Грузии события 2008 года в качестве иллюстрации того, к чему привела чересчур прозападная и антироссийская политика Саакашвили. Во время предвыборной кампании "Грузинская мечта" активно продвигала этот нарратив.
"Надо учитывать, что у действующей власти тоже авторитет невысокий. Они умело сыграли на желании народа существовать мирно, выдвинув тезис "если будем мы, то будет мир, а если не будет нас, то будет война с Россией". Но сам по себе их авторитет невысок — это тоже надо учитывать. Они получили свои голоса не благодаря тому, что народ их любит и поддерживает, а благодаря тому, что народ не хочет прихода к власти оппозиции", — объясняет политолог.
Чачия считает, что анонсированные оппозицией митинги все же могут собрать немалое количество народу, особенно в крупных городах, но перерастут ли эти митинги в силовые столкновения — большой вопрос. "Кроме того, заявления Госдепа США и Европарламента не столь агрессивны, как я ожидал, они достаточно обтекаемые, поэтому неизвестно, поддержат ли они протесты", — рассуждает эксперт и объясняет такую реакцию тем, что процедура выборов была организована на высоком уровне.
"Нарушения были, но они везде есть и их везде можно обнаружить и гипертрофировать. Но не было нарушений, исходя из которых можно было бы однозначно сказать, что выборы сфальсифицированы. Это сдерживает накал страстей на Западе и в Грузии", — заключает политолог.
Директор Центра исследований политических элит ИМИ МГИМО Евгений Минченко отмечает, что Бидзина Иванишвили — бывший председатель партии "Грузинская мечта" и 10-й премьер-министр Грузии с 2012 по 2013 год — выстроил достаточно устойчивую систему власти, которая позволяет эффективно сопротивляться внешнему давлению и обеспечивать высокий результат на выборах. При этом переизбранная правящая партия действительно имеет сложности с поддержкой в крупных городах и с поддержкой среди молодежи.
"Судя по тому, что страны Запада активно не подстрекают оппозицию к силовому свержению власти, команде Иванишвили удалось сформировать устойчивую систему власти, но это не значит, что через какое-то время не возникнут новые кризисы, потому что общество все-таки расколото на две, пусть и неравные, части", — отмечает политолог. По его мнению, масштабных протестов ожидать стоит, но без поддержки Запада, который не посчитал выборы сфальсифицированными, в революцию они не перейдут.
Минченко тоже считает, что "Грузинская мечта" не является "пророссийской", в чем ее обвиняют многие оппоненты, а на сближение с Россией она идет из прагматических соображений. "Это партия национальных интересов Грузии, которая понимает, что надо выстраивать комфортные позитивные отношения со всеми соседями", — подчеркивает политолог.