С 1 марта 2025 года в Вологодской области разрешат продажу алкогольной продукции только с 12.00 до 14.00 по местному времени в рабочие дни. Правда, на выходные дни, а также на ряд праздничных, среди которых новогодние каникулы, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, запрет распространяться не будет. Что это, самодеятельность региона или пробный шар по запуску очередного сухого закона в стране? Подробнее — в материале Накануне.RU.
Вологодский запрет — всем регионам пример?
В Вологодской области региональные власти решили ограничить продажу алкоголя по будням — с 12.00 до 14.00 часов. Решение оказалось резонансным, хотя губернатор области Георгий Филимонов в своем обращении к жителям и назвал его "щадящим, либеральным режимом ограничений". Он написал в телеграм-канале, что Вологодчина и Русский Север вымирают: за год население области сократилось на 7,5 тысяч жителей — это целый муниципалитет, а за год рост заболеваемости алкоголизмом вырос на 30%.
Инициативу "снизу" поддержали "сбоку"— теперь в Законодательном собрании Свердловской области рассматривают предложения о полном запрете продажи алкогольной продукции на уровне отдельных муниципалитетов и населенных пунктов.
"У нас много обращений по поводу того, чтобы принять закон, который позволял бы в целом муниципалитетам, населенным пунктам объявлять о себе, как о территориях здорового образа жизни, вообще запрещать продажу алкогольной продукции. Мы сейчас рассматриваем эти предложения, их достаточно много. Уже есть практика в других регионах. Всесторонне рассмотрим", — пообещала спикер свердловского заксобрания Людмила Бабушкина.
Дальше — больше. В Госдуме предложили по всей стране постепенно сокращать время продажи алкоголя до пяти часов в день, а затем и до двух часов. Депутат от "ЕР" Султан Хамзаев упомянул о вымирании регионов от пьянства и отметил огромное количество "наливаек". По мнению Хамзаева, в России в принципе надо проводить политику "русский — значит трезвый", а народ только поддержит.
Вот так "по просьбам трудящихся" начинают с регионов, снизу, но "сверху" пока отказываются говорить о введении сухого закона. Из-за решений вологодских властей отреагировать на официальном уровне пришлось Дмитрию Пескову, он заявил, что в Администрации президента РФ не обсуждают сокращение времени продажи алкоголя.
"У нас такой дискуссии не ведется в Администрации президента. У нас были различные опыты на этот счет в нашей стране, я имею в виду в Советском Союзе. Опыт весьма красноречивый и очень легко поддается анализу", — добавил представитель Кремля.
"Прежде всего надо сказать, что инициатива борьбы с алкоголизмом принадлежит не федеральным властям, а региональной власти, руководству провинциального региона, — говорит в беседе с Накануне.RU доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ Андрей Коряковцев. — Поэтому одно из двух: либо это пилотный вариант какого-то грядущего решения наверху, либо это инициатива местная. Я склонен считать, что это последний случай. Подросло поколение региональных элит, которое в силу возраста не помнит того, что было в перестройку. У региональных элит память короткая, они не помнят, как население было раздражено сухим законом и как это, наряду с другими кризисными явлениями, способствовало распаду социальных связей в позднем Советском Союзе".
Политолог Павел Салин считает, что причина решения о введении ограничений кроется в совокупности двух факторов. Первый — это сигналы сверху о необходимости внедрять инициативы, которые могли бы поддержать демографию, а вторая — ярая исполнительская инициатива сбоку и снизу:
"В первую очередь федеральную власть волнует демографический ресурс. Такой сигнал и посылают: ребята, ройте носом землю, предлагайте инициативы. Отсюда эта история с запретом абортов, с налогом на бездетность и вот теперь история с этим запретом на алкоголь. И наиболее ярко это выстрелило в Вологодской области, где губернатор решил подсуетиться и стать "самым способным учеником". Он же объяснил это демографическим вопросом, мол, нужно со смертностью бороться, то есть увеличивать количество человеческого ресурса. Инициативы тестируются, и если они встречают резкое неприятие, то идет откат".
Сухой закон в истории
Первым в двадцатом веке сухой закон ввел Николай II в 1914 году, алкоголизм тогда якобы мешал индустриальному обществу развиваться, хотя не он один. Шла война, и промышленность Российской Империи не могла похвастаться успехами. Этап слома эпох и перемен отражался на повышенном употреблении, росла преступность.
Историки сегодня считают, что запрет на продажу алкоголя во время Первой мировой войны стал роковой ошибкой царя, доходы казны упали, так как у государства уже была практически монополия на торговлю горячительным, а толпы народа, и так вымотанные войной и социальным неравенством, восприняли идею в штыки. Причем в прямом смысле — в штыки. Конечно, глупо думать, что революция 1917 года произошла из-за сухого закона, но попытка преодолеть кризисный момент, прибегнув к такой мере, явно провалилась.
Следующим на этот шаг пошел Михаил Горбачев в 1985-1990 годах. Горбачевская антиалкогольная кампания не была сухим законом чистой воды, продажу ограничили, но не запретили. Купить спиртное можно было лишь с 14.00 до 19.00, а цена на бутылку заметно подросла. С одной стороны, нам до сих пор рассказывают, как чудесно на демографии сказалось это решение, смертность сократилась, а рождаемость повысилась. Но надо сказать, что это было итогом не одного года, а рождаемость в СССР стабильно росла и без того.
Мало кто вспоминает, но много кто помнит, что именно в то время начали доставать спирт с заводов, не всегда с виноводочных и не всегда достаточного качества, народ принялся варить самогон, а самопальные напитки не только не приносили дохода государству, но и несли страшный вред гражданам, раз были сделаны не в соответствии с нормами. Сегодня употребление алкоголя стало более систематизированным и, в общем-то, сокращается, об этом говорят многочисленные статистические данные.
Тем не менее, элиты на федеральном уровне дают сигнал, а региональные пытаются быть "святее Папы Римского" и соревнуются в лояльности так, что это приобретает архаично странные формы, которые не соответствуют реалиям российского общества, говорит политолог Павел Салин.
"Российское общество является городским обществом начала 21 века, а не переходным обществом от христианского к индустриальному середины 20 века или второй трети 20 века, каким было общество, в котором социализировались эти самые члены "питерского политбюро", дающие такие сигналы. Они просто не могут понять новой социальной реальности, в которой живет страна. Она изменилась с социальной точки зрения, и они не могут понять новых установок, которыми руководствуется большая часть населения России. Не уверен, что сейчас бы такая кампания вообще сработала. Для того, чтобы люди стали отказываться от алкоголя, им надо дать позитивное видение будущего", — говорит Павел Салин.
"Надо меньше пить, пить надо меньше..."
О вреде алкоголя не рассуждает только ленивый, естественно, здоровья дурная привычка не добавляет. И в свете демографических проблем вопрос о запрете алкоголя может быть актуализирован. Только вот по статистике молодое поколение и так меньше пьет, чем их предшественники, появилась мода на осознанность и здоровый образ жизни без всякого вмешательства сверху.
Согласно соцопросам, доля непьющих россиян выросла до 38%, это рекордная цифра за последние 22 года, пишет ФОМ. Также эксперты отмечают, что новое поколение, зумеры, больше озабочены своим здоровьем, меньше пьют и не такие агрессивные. По данным Российского мониторинга положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, люди в возрасте от 18 до 24 составляют 6% от всех потребителей алкоголя в стране, а в возрасте от 24 до 29 лет — еще 7%. И если в 2001 году 72% людей в возрасте от 18 до 34 лет систематически употребляли алкоголь, то в 2023 году этот показатель составляет 62%.
Философ Андрей Коряковцев объясняет это тем, что доступность сетей алкоголя стабилизировала и отношения с горячительным:
"По статистике, Россия показывает в целом неплохие показатели относительно алкоголизма, то есть чемпионский, надо сказать, показатель — меньше люди стали пить. Причина в распространении сетей, которые торгуют качественным и недешевым алкоголем, то есть потребление алкоголя как-то удалось систематизировать. Также нужно заметить и распространение чайной культуры, это тоже важно. А эти инициативы по ограничению продажи алкоголя чем вредны? Они как раз нарушают сложившуюся тенденцию, ведь запретный плод сладок. И вот я надеюсь, что не будет им дороги через федеральную власть, и через некоторое время мы о них забудем".
По мнению эксперта, причины нынешних новаций могут быть какие угодно, только не озабоченность властей самим явлением. Потому что если бы чиновники действительно были озабочены алкоголизмом как социальной болезнью, то они бы почитали научную литературу, исследования, и тогда отнеслись бы к этому именно как к социальному явлению. И пришли бы к другим выводам.
"Они упор бы сделали на решение экономических и социальных проблем. Алкоголизм есть следствие именно этих проблем. Вот тут, видимо, нет реального желания решить эту проблему", — говорит Андрей Коряковцев.
По итогам июня 2024 года потребление алкогольной продукции на душу населения за 12 календарных месяцев составило 7,98 литра. Причем еще месяцем ранее аналогичный показатель достигал 8,01 литра, а в 2023 году — 8,44 литра. Таким образом, нынешнее потребление алкоголя оказалось даже минимальным с 2000 года, но колебания по годам разные.
"Если брать статистику употребления алкоголя, то мы увидим, что даже при минимальной антиалкогольной кампании со стороны государства потребление алкоголя до 2017 года снижалось устойчивыми темпами. Потом оно года три топталось на месте, а с 2020 года, когда начался ковид, а потом события 2022 года — потребление растет. В текущих условиях не очень высоких доходов и очень ограниченных социальных перспектив у людей самым доступным антидепрессантом остается алкоголь. Сейчас, если вводить запреты, то либо это будет массово игнорироваться, либо порождать высокий уровень коррупции", — заключает политолог Павел Салин.