Аналитика


"На смену Госплану СССР мог бы прийти цифровой Госплан"
Экономика | Челябинская область | В России

На Российском экономическом форуме обсудили возможности государственного регулирования с применением новых цифровых технологий. В частности, 7 ноября речь шла о создании цифрового Госплана. В чем была ошибка советской модели и сможет ли искусственный интеллект (ИИ) усовершенствовать систему планирования, избежав неточностей, рассказал в своем докладе директор ИНП РАН, экономист Александр Широв. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Цифровизация в государственном управлении — основная тема экономического форума, который проходит в Челябинске. Экспертное сообщество обсуждает важнейшие вопросы развития инфраструктуры и новых национальных проектов. Главное — как сегодня и в какой мере можно использовать цифровые технологии в экономике.

С точки зрения бизнеса, цифровые технологии несут преимущества при расчетах торговой, транспортной, посреднической наценки. Как рассказал Александр Широв, если взять все цифровые технологии, которые сейчас есть — ИИ, переход на электромобили — попытаться оценить в деньгах, то оказывается, что цифровые технологии обладают потенциалом роста в экономике примерно в два раза.

"Это будет примерно 3 трлн рублей в ценах текущего года. 3 трлн — это довольно много. У нас все национальные проекты в следующем году "весят" 5,7 трлн. Но при этом мы видим, что, с одной стороны, мы имеем рост по отдельным видам деятельности, а по другим имеем спад. В конечном счете, позитивный итог от внедрения новых технологий, прежде всего цифровых, — это около 1% ВВП", — говорит Широв.

Но, что более важно, цифровые технологии меняют качество экономики. Мы выходим на новый этап, где есть понимание — необходим государственный план. Можем ли мы в современной России воспроизвести советский Госплан? Вряд ли, ведь советский Госплан — это была целая система. Этой системы в управлении сейчас нет, констатирует Александр Широв. Госплан в том числе напрямую зависел от системы образования, прогноз держался на научных исследованиях, статистика — зависела от формы собственности.

"В чем состояла эта система? Во-первых, это был не просто Госплан. Если бы у нас сейчас был Госплан, у нас должен был бы быть Госснаб — то есть распределение фондов, и у нас должен был бы быть Госкомцен, тот орган, который определял бы ценообразование. Мы сейчас ни на Госснаб, ни на Госкомцен не готовы. Качество государственного аппарата у нас качественно хуже", — говорит эксперт.

Директор ИНП РАН, экономист Александр Широв, доклад на РЭФ-24(2024)|Фото: скриншот трансляции Русского экономического форума

Основа Госплана — это прогноз. Наша статистика сегодня далека от реальности. Сбор данных от бизнеса имеет ряд нюансов, из-за неправильного бюджетного прогноза возникают серьезные трудности. Александр Широв приводит пример — дефицит кадров. Министерство труда и социальной защиты в прошлом году сделало опрос предприятий для того, чтобы понять, а сколько же всего нам нужно занятых в 2030-м году, чтобы поместить это в свой прогноз. Получилось, что в 2030 году нам потребуется 85 млн занятых. Эксперт напоминает, что сейчас у нас количество занятых 73 млн, а ведь даже при темпах роста экономики в 7%, как было в 2000-ые годы, количество занятых сильно не менялось.

"У нас были периоды в конце прошлого года, в начале этого года, когда спрос на занятых составлял 600-700 тыс. человек. Но в общем цифра 85 млн нереалистична. И мы попадаем в ту же проблему, в которую попал советский Госплан, потому что, когда собирались все заявки со всех предприятий по Советскому Союзу, то там тоже были завышенные оценки. И требовалось при помощи квалификации специалистов Госплана каким-то образом их приземлить. Следующий момент, который тоже сейчас происходит, это дискуссия по поводу электропотребления в стране. Если вы идете снизу, от заявок предприятий, то они всегда будут давать завышенную оценку. И возникает вопрос: а что будет с тем моментом, где мы эти завышенные заявки ограничим? Каким образом это будет происходить? И может ли это сделать ИИ?" — задается вопросом Александр Широв.

Подводя итог, мы сегодня можем говорить о том, что советский Госплан попал в кризис потому, что не было четкого понимания, в чем же главный таргет экономического развития страны. Или это объем производства продукции, или это объем душевых доходов населения, или это объемы ВВП, условно говоря. И пока этот вопрос не снят. Но главное — сейчас экономисты понимают, что недостаточно ориентироваться просто на показатели роста ВВП.

"У нас должен быть более сложный инструмент оценки тех или иных экономических решений. Так вот вопрос — куда мы движемся, какие цели мы перед собой ставим, это вопрос ключевой для того, чтобы перейти к тому или иному виду цифрового планирования", — заключает Александр Широв.



Елена Рычкова